Как я уже отмечал в предыдущей статье, в России подглазурная роспись развилась благодаря датской принцессе Марии-Софье-Фредерике-Дагмаре (впоследствии русская императрица Мария Федоровна), именно она повлияла на то, чтобы знаменитый датский стиль подглазурной росписи появился и на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Для этого были вызваны из Копенгагена лучшие специалисты, которые научили русских художников секретам своего мастерства.
У нас в стране подглазурная живопись более всего известна по Гжели и знаменитой «Кобальтовой сеткой», созданной на Ленинградском фарфоровом заводе (ныне императорском) художницей Анной Яцкевич в 1944 году. Подглазурная синяя сетка украшается надглазурным золотом. И такое сочетание дает интересный нарядный узор. Сервиз с такой кобальтовой сеткой получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Особенностью подглазурной росписи является требование к «твердой» руке живописца. Ведь ошибаться нельзя. Неверный мазок уже не стереть, как в надглазурном варианте. Потому что краска сразу впитывается в пористую структуру неглазированного бисквита. И, для того чтобы избежать ошибок, используется система похожая на подготовку поверхности для фрески, то есть используется специальная бумага, на которую нанесен требуемый рисунок и по этому образцу наносятся проколы иглой. Затем этот образец прикладывается к фарфору и тампоном с угольной крошкой проходятся по рисунку. На фарфоровой форме остаются точечные следы, по которым художники потом и наносят краску. Потом изделие глазуруется и обжигается. Если внимательно присмотреться к кобальтовой сетке, нанесенной вручную, то можно порой увидеть, как живописец «махнул» мимо образца. Но такой товар обычно бракуется, да и в настоящее время используется уже деколь, то есть прощай ручная роспись!
Гжель, сейчас Раменский район Москвы, как местный народный промысел, известна с 17-го века. Вначале это было гончарное производство, а с открытием Виноградовым русского фарфора, освоили и его. В 1810 году был построен первый фарфоровый завод в Подмосковье. Но в течение 50 лет производство пришло в упадок из-за массовой вырубки местных лесов. Печи для обжига оказалось нечем топить. А везти дрова издалека было не выгодно. При советской власти гжель пережила новое рождение. Гжельский фарфор сразу узнаем по бело-синему рисунку, который является подглазурным, а потому долговечным.
Такова краткая история этого интересного и своеобразного вида живописи. В следующей статье рассмотрим особенности «королевы» живописи на фарфоре - надглазурной. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, ставьте лайки, подписывайтесь и ожидайте моих новых статей, посвященных удивительным историям о фарфоре.