Найти в Дзене

«Каспийский монстр» и экраноплан «Лунь» — что общего?

Оглавление
Экраноплан «Лунь».
Экраноплан «Лунь».

Главная достопримечательность берега Каспийского моря в Дагестане — огромный и таинственный «Лунь». Как и почему он оказался здесь, расскажем в нашей статье. Будем благодарны за ваши лайки и рады вашей подписке)

Немного предыстории: в 1967 году при полёте над Каспийским морем спутником-шпионом США были сделаны снимки огромного летательного аппарата. Аббревиатуру КМ с борта расшифровали как «каспийский монстр». Позже разобрались, что русские испытывали не самолёт, а прототип военного корабля — экраноплан.

Что на самом деле обозначала аббревиатура КМ — расскажем ниже.

Как возникла идея создания экранопланов?

Как только скорости в авиации начали расти, лётчики обратили внимание на явление, когда при посадке самолёты отталкивала от земли невидимая сила. Явление назвали «экранным эффектом» и естественно пожелали каким-нибудь образом использовать это открытие в авиации и ВМФ. 

Стоит отметить, что экранный эффект возникал при полётах на высоте от нескольких сантиметров до нескольких метров, а расчёты показали, что в результате подъёмная сила летательных аппаратов увеличивается на 40%.

С 1930-х годов учёные и конструкторы разных стран вели работы над машинами, способными летать за счет экранного эффекта. В СССР в 1958 году на Горьковском водохранилище была построена испытательная база, чтобы приступить к лабораторным исследованиям явления на буксируемых моделях и самоходных пилотируемых аппаратах. Руководителем проекта стал Ростислав Алексеев, который создал катера и судна на подводных крыльях как военного, так и гражданского назначения: «Ракета», «Метеор», «Комета».

Катер «Ракета».
Катер «Ракета».

В 1961 году была построена первая самоходная модель (СМ) экраноплана СМ-1. Трехместный аппарат массой 2830 кг был снабжен турбореактивным двигателем, обеспечивавшим скорость до 270 км/ч на высоте 0,5 м над водной поверхностью.

В мае 1962 года на Химкинском водохранилище СМ-2 продемонстрировали первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву. Способный летать корабль произвел на него благоприятное впечатление. Высокая оценка в немалой степени способствовала дальнейшему активному развитию экранопланов.

Экраноплан СМ-1.
Экраноплан СМ-1.

В 1963 году был создан СМ-5, представлявший собою уменьшенную модель (1:4) будущего «Каспийского монстра». Хотя аббревиатура КМ скрывала всего лишь прозаичное «корабль-макет». 

В августе 1964 года СМ-5 потерпел крушение, оно стало первым в истории семейства СМ. Во время испытаний машина попала под сильный порыв встречного ветра. Нос начал задираться, экипаж не смог с этим справиться, и СМ, потеряв «экран», рухнул в воду и разрушился. Оба пилота-испытателя погибли.

В 1964 году начались проектные работы по созданию десантного экраноплана проекта 904 (шифр «Орлёнок»). Корабли предназначались для перевозки морского десанта на расстояние до 1500 км и высадки его на необорудованное побережье. В ВМФ «Орлёнок» классифицировался как малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ). МДЭ мог летать не только на экране, но и как самолёт — на высотах до 3000 метров.

«Орлёнок» мог перевозить до 200 десантников или 28 тонн груза.

В 1972 году «Орлёнка» стали испытывать на Волге, а в следующем году — на Каспии. Всего планировали построить 24 экраноплана проекта 904, но ограничились тремя, которые были переданы флоту до конца 1983 года. 

В 1984 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, поддерживавший строительство таких машин, и программу закрыли.

Все «Орлята» вошли в состав 236-го дивизиона бригады десантных кораблей Каспийской флотилии. В 1984 году планировалось перебазировать экранопланы на Балтику, причем своим ходом на высотах до 1500 м. Но перелет не состоялся. В конце 1986 года дивизион передали в 11-ю отдельную авиагруппу Черноморского флота.

«Орлёнок» в «Музейно-мемориальном комплексе истории ВМФ РФ».
«Орлёнок» в «Музейно-мемориальном комплексе истории ВМФ РФ».

Интересный факт: в 1988 году в учениях по переброске войск из Баку в район Красноводска два «Орлёнка» участвовали наравне с классическими десантными кораблями и кораблями на воздушной подушке (КВП). Экранопланы вышли в район высадки десанта за два часа, КВП – примерно за шесть часов, обычные корабли шли почти сутки.

28 августа 1992 года на Каспии потерпел аварию и частично разрушился «Орлёнок». Погиб один член экипажа. В штормовых условиях экраноплан опрокинулся и позднее был потоплен кораблями КВФ. После этого оставшиеся «Орлята» были законсервированы.

Так что же с «Лунём»?

Строительство ракетного корабля проекта 903 «Лунь» началось в 1983 году на опытном заводе «Волга» в Горьком. При создании корабля за основу был взят тот самый «Каспийский монстр», или корабль-макет, как вы уже знаете. 

Летом 1986-го корабль был спущен на воду и отбуксирован для достройки в город Каспийск (Дагестан). После испытаний и опытной эксплуатации в 1991 году корабль вошёл в состав 236-го дивизиона Каспийской флотилии.

Экраноплан «Лунь» во время испытаний.
Экраноплан «Лунь» во время испытаний.

В отличие от предшественников, «Лунь» получил мощное вооружение — 3 спаренных пусковых установки противокорабельных ракет 3М-80 «Москит». Дальность стрельбы составляла от 10 до 120 км по маловысотной траектории или 250 км при высотном профиле полёта. Боеголовка была оснащена 150 кг взрывчатого вещества, что позволяло гарантированно уничтожать или выводить из строя корабли водоизмещением до 20 тысяч тонн.

Для самообороны, в том числе и от воздушного противника, были предусмотрены две артиллерийские установки УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм двухствольными авиационными пушками ГШ-23 с радиолокационным прицелом «Криптон». В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имел десятикратное превосходство в скорости.

Изначально планировалось строительство восьми экранопланов проекта 903, но планы не реализовались из-за развала СССР.

21 ноября 2011 года стало известно, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы планировалось утилизировать в ближайшие месяцы. Сразу после этого заявления нашлись активисты, которые хотели сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета. Активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец. В итоге «Луня» не утилизировали, долгие годы он находился в Каспийске, на территории машиностроительного завода «Дагдизель». На предприятие не пускали посторонних, что позволило сохранить уникальную разработку от разрушения и мародерства. 25 января 2020 года было принято решение о его транспортировке в Дербент. Сейчас там строится парк «Патриот», который по планам примет первых посетителей в 2023 году.

Посещали или планируете посетить Дагестан и увидеть чудо инженерной мысли вживую?

С кемпером «Свобода» можно отправиться в Дагестан и не только увидеть легендарный «Лунь», но и совершенно по-другому взглянуть на местные достопримечательности.