Найти в Дзене

Почему эта картина про пьяницу-мужа вызвала скандал и довела художника до суда

Украинский художник Николай Пимоненко прославился своими картинами на тему народной жизни, выполненными с большой теплотой и мягким юмором. Его карьера была успешной. Он был известен не только как живописец, но и как педагог, преподавал графику в Киевском политехническом институте и стал академиком. Пимоненко дружил с русскими художниками-передвижниками, особенно с Ильей Репиным, и был принят в Товарищество передвижников. Кстати, одну из его картин, а именно "Гопак", купил Лувр, после того, как она получила золотую медаль Салона де Пари Общества французских художников. Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях Картина "До дома", изображающая подвыпившего крестьянина, возвращающегося домой, где его ждет жена с палкой в руке, тоже была очень популярна, и ее репродукции (как и других картин Пимоненко) часто изображали на открытках. Вот с этой картиной и случился скандал, из-за чего Пимоненко чуть не исключили из

Украинский художник Николай Пимоненко прославился своими картинами на тему народной жизни, выполненными с большой теплотой и мягким юмором. Его карьера была успешной. Он был известен не только как живописец, но и как педагог, преподавал графику в Киевском политехническом институте и стал академиком. Пимоненко дружил с русскими художниками-передвижниками, особенно с Ильей Репиным, и был принят в Товарищество передвижников.

Кстати, одну из его картин, а именно "Гопак", купил Лувр, после того, как она получила золотую медаль Салона де Пари Общества французских художников.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях

Николай Пимоненко. «До дома»
Николай Пимоненко. «До дома»

Картина "До дома", изображающая подвыпившего крестьянина, возвращающегося домой, где его ждет жена с палкой в руке, тоже была очень популярна, и ее репродукции (как и других картин Пимоненко) часто изображали на открытках. Вот с этой картиной и случился скандал, из-за чего Пимоненко чуть не исключили из Товарищества передвижников. Дело в том, что в правилах этого товарищества был пункт, не позволяющий художникам получать коммерческую выгоду от своих картин, кроме той, которая связана с ее продажей.

Каково же было удивление передвижников, когда они обнаружили репродукцию картины "До дома" на этикетке бутылки "Спотыкача", алкогольного напитка, который выпускала московская фирма "Шустов и сыновья".

«Спотыкач». Фото из открытого источника в Яндексе
«Спотыкач». Фото из открытого источника в Яндексе

Художники тут же написали Николаю Пимоненко возмущенное письмо. Там были такие слова:

"Ты пустился на низкие, подлые вещи, опозорил все наше общество, ты продал право на печатание своей картины "До дома" Шустову — водочному фабриканту, для этикетки к водке. Приезжай в Москву, полюбуйся, какую устроили тебе рекламу: девять человек по числу букв "Спотыкачъ" дефилируют по всем улицам Москвы с твоей картиной..."

Однако, все вскоре разъяснилось, и товарищи преодолели недоразумение. Пимоненко немедленно приехал в Москву разбираться с этим "Спотыкачем". Оказывается, Шустов увидел открытку с репродукцией картины, она ему очень понравилась и, недолго думая, он решил использовать ее для своей продукции. Обратиться к художнику за разрешением он не удосужился, слова "авторское право" были для миллионера пустым звуком. Понравилось — взял, в чем проблема-то. Появлению пред его светлые очи возмущенного художника Шустов удивился, но решил, что дело можно разрешить просто: он предложил Пимоненко деньги. Но художник отказался от такой сделки, подал на фабриканта в суд, выиграл его, в результате чего Шустов покрыл все судебные издержки, уничтожил этикетку в ворованной картиной и из всех магазинов изъял "Спотыкач", от чего понес убытки. И поделом!

#культура #история #искусство

Подписывайтесь на мой канал!

Читайте еще здесь:

Четыре удивительных сказочных средства передвижения на картинах Виктора Васнецова

Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был