Найти в Дзене
Театр Олега Табакова

Перед сотым показом спектакля «Мадонна с цветком». О жизни и судьбе Марии Глушко

2 июля 2022 года на Исторической сцене Театра Олега Табакова состоится сотый показ спектакля «Мадонна с цветком». Произведение, которое легло в основу инсценировки, — роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом». Ранее мы рассказывали о нем, а сегодня хотим уделить внимание его автору. Когда в театре решили ставить спектакль по роману Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», был, как обычно, направлен запрос в Российское авторское общество. Однако в РАО о наследниках писательницы ничего известно не было. Тогда стали искать ее родственников. В ходе непростых поисков нашелся телефон дочери Марии Глушко, живущей в Крыму. Она крайне удивилась, что кто-то заинтересовался романом ее матери. Она была растеряна, все повторяла, что раньше к ней не обращались за разрешением на постановку маминых вещей и что на Украине вещи ее мамы не печатали. Романы Марии Глушко действительно давно не печатались ни на Украине, ни в современной России. На сайтах интернет-магазинов, занимающихся букинистикой,

2 июля 2022 года на Исторической сцене Театра Олега Табакова состоится сотый показ спектакля «Мадонна с цветком». Произведение, которое легло в основу инсценировки, — роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом». Ранее мы рассказывали о нем, а сегодня хотим уделить внимание его автору.

Сцена из спектакля «Мадонна с цветком» (2015) Театра Олега Табакова
Сцена из спектакля «Мадонна с цветком» (2015) Театра Олега Табакова

Когда в театре решили ставить спектакль по роману Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом», был, как обычно, направлен запрос в Российское авторское общество. Однако в РАО о наследниках писательницы ничего известно не было. Тогда стали искать ее родственников. В ходе непростых поисков нашелся телефон дочери Марии Глушко, живущей в Крыму. Она крайне удивилась, что кто-то заинтересовался романом ее матери. Она была растеряна, все повторяла, что раньше к ней не обращались за разрешением на постановку маминых вещей и что на Украине вещи ее мамы не печатали. Романы Марии Глушко действительно давно не печатались ни на Украине, ни в современной России. На сайтах интернет-магазинов, занимающихся букинистикой, можно найти обложки книг Глушко, изданных в СССР, но их, как правило, не бывает в наличии. Каким счастьем для исследователя или человека, интересующегося литературой, оказывается нахождение книги, давно исчезнувшей с прилавков книжных магазинов, с первых рядов библиотечных полок! Когда обнаруживаешь такую книгу и проникаешься к ней интересом, чувствуешь себя чуть ли не первооткрывателем. Или, по крайней мере, тем, кому доступно знание, прикоснуться к которому дано лишь избранным…

Сцена из спектакля «Мадонна с цветком» (2015) Театра Олега Табакова
Сцена из спектакля «Мадонна с цветком» (2015) Театра Олега Табакова

…Когда кончилась война, Мария Глушко поселилась в Симферополе и с тех пор жила здесь до самой своей смерти. Училась в Литературном институте. Получив специальность учителя русского языка и литературы, восемь лет преподавала в школе. В это же время делала первые шаги в литературе. Первая книга Глушко увидела свет в 1951-м. С тех пор и до распада СССР были напечатаны более двадцати ее книг: сборники рассказов, повести, романы. По мотивам повести «Елена Николаевна» сняли фильм «Каждый вечер после работы» (1973), а по роману «Год активного солнца» — одноименный телефильм (1982). В 1960 году писательница возглавила редколлегию альманаха «Крым». Более десяти лет стояла у руля Крымского отделения Союза писателей Украины, являлась членом редколлегии журнала «Радуга». Много молодых авторов Крыма обязаны ей своим творческим восхождением.

Сцена из спектакля «Мадонна с цветком» (2015) Театра Олега Табакова
Сцена из спектакля «Мадонна с цветком» (2015) Театра Олега Табакова

Скончалась Мария Глушко 26 марта 1992 года. Говорят, она так тяжело восприняла катастрофу, разразившуюся в стране, что стала сомневаться в нужности своих книг и больше не писала. Однажды она сказала:

«Каждый рожден для счастья, но не каждый получает на него право. Право на счастье имеет только тот, чья жизнь согрета жарким человеческим “спасибо”».

Последний и самый сильный, по признанию критиков, роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» — об этом.

Филипп Резников, «Театральный подвал» №57 (март 2015).

Другие наши материалы, которые вы могли пропустить:

О первом спектакле, сыгранном в Подвале 1978 году

О детстве и школьных годах Олега Табакова

О судьбе пьесы Александра Островского «Волки и овцы»