Найти в Дзене
ИРАВ. Ранняя помощь

Как научить малыша учиться

Оглавление

Нежелание учиться

Всё больше родителей в начальной школе сталкиваются с трудностями в усвоении ребёнком школьной программы. Учителя разводят руками и жалуются на поведение детей и их нежелание учиться.

И те и другие бьются с разных сторон: родители, тратя бесконечное количество времени и нервов на домашнюю работу с ребенком, учителя – на дисциплину в классе, невозможность дать материал в полном объёме, выгорание и нежелание работать.

Родители пеняют на учителей, учителя на родителей. Это замкнутый круг. Мы практически ежедневно сталкиваемся с этими жалобами на наших курсах от учителей и родителей.

Причина проблемы

Почему же так происходит, в чём причина этой тотальной проблемы? Ответ прост – мы не научили ребёнка учиться! И дело вовсе не в умственных функциях мозга, таких как память и внимание, не в уровне iq, и даже не, как может показаться на первый взгляд, в психологической готовности. Дело в том, что мозг ребенка «не научился учиться».

Современные нейрофизиологические исследования развития мозга говорят нам о том, что способность учиться – это встроенный механизм, он обеспечивает ребенку успешную адаптацию к меняющимся обстоятельствам.

Мы социальные существа и основные способы обучения – это обучение от другого человека. Таким образом младенец учится посредством наблюдения за взрослым, повторения его действий, копирования эмоций и умения адекватно действовать согласно предлагаемым обстоятельствам.

Память – это не интеллект

Часто родителям и специалистам кажется, что увеличение объёма знаний в голове является показателем хорошо развитого интеллекта, к сожалению, это не всегда так. Это показатель хорошо развитой функции памяти, которая зачастую не связана с развитым логическим и абстрактным мышлением.

То есть если ребенок в три года рассказывает наизусть стишок про Лукоморье и зелёный дуб, это вовсе не означает, что он умеет различать разные цвета, в том числе зеленый, знает что такое дуб и чем он отличается от березы, уже не говоря о том, что может себе представить «лукоморье».

Наблюдать, имитировать и слушать

Не забивайте голову ребёнка количеством знаний, давайте подумаем о качестве. Давайте научим мозг младенца учиться и тогда количество придёт само.

Во-первых, ребёнку надо научиться наблюдать, мы должны помочь ему научиться сосредотачиваться. Не просто смотреть, а видеть. Это поможет ребёнку в будущем быть внимательным, усидчивым, удерживаться достаточное время на одном задании.

Во-вторых: мы должны научить ребёнка копировать и имитировать наши действия. Чем больше ребёнок повторяет за нами движения руками, ногами, губами, имитирует наши действия с предметами, тем качественнее он сможет позднее повторить за учителем и сделать по образцу.

Напомним, речь формируется через умение повторять за взрослым звуки и мимику.

В-третьих, так называемые исполнительные функции, когда ребёнок учится слушать речь взрослого, управлять своим поведением, выполнять необходимые инструкции.

И тогда, в школе, когда учитель скажет: «Ребята, посмотрите на доску!», ребёнок услышит и выполнит указание.

Понимать эмоции

Ну и наконец, когда мы учим ребенка понимать свои эмоции и чувства, мы учим его адекватно на них реагировать. Таким образом, если ребёнок разозлился, он не пойдет бить сверстника, сидящего рядом за партой, он сможет понять, что с ним происходит и сумеет адекватным способом справиться со своей злостью.

Итак: развитие в раннем детстве базовых навыков наблюдения, копирования, контроля эмоций и выполнения инструкций, закладывает ребёнку фундамент успешного обучения в школе!