Двенадцать подвигов Геракла, пожалуй, самая известная часть в детском пересказе мифов Древней Греции. Сын Зевса обладал невероятной физической силой, и собственной храбростью завоевал себе положение фактически равного богам: он убил немейского льва и лернейскую гидру, очистил авгиевы конюшни, завладел молодильными яблоками из сада Гесперид, освободил Прометея, участвовал в битве с гигантами, но мало кто знает, что часть своей жизни герой провел в плену.
За что Геркулес попал в плен?
Геркулес, он же Геракл, убил Ифита, который обвинял его в краже кобыл у царя. Герой не совладал с собственным гневом из-за оскорбления, и боги покарали его за несдержанность. Он должен был несколько лет прожить в рабстве у царицы Омфалы. Храбрый воин был поражен ее невероятной красотой, а женщина в свою очередь использовала всю свою изобретательность для того, чтобы издеваться над Геркулесом – она заставила его надевать женские одежды, в то время как сама облачалась в шкуру и брала его оружие.
Сцены из этого мифа стали популярны еще в Древнем Риме и их можно увидеть на мозаиках в Валенсии. Царица здесь изображена в шкуре немейского льва и с дубиной, которой Геракл поражал чудовищ, в то время как сам герой облачен в женские одежды. Конечно, позы и героев не столь естественны, как в живописи барокко, но условность их пластики компенсируется ярким взглядом, который Геракл устремляет на свою мучительницу.
Насмешки Омфалы не заканчивались только переодеваниями: она заставляла Геркулеса ревновать.
Фламандский художник Авраам Янссенс изображает редкую в изобразительном искусстве сцену, где Геракл был вынужден буквально пинками выпроваживать из постели любимой женщины Фавна (Пана) –духа лесов и гор. Художник создавал свои полотна под влиянием итальянского искусства, а чуть позднее – Питера Пауля Рубенса. Именно поэтому его фигуры напоминают мускулистые тела персонажей Микеланджело, мужчина смуглый, в то время как тело Омфалы восхищает белизной плоти. Колористическое решение полотна напоминает об итальянских маньеристах, которые часто использовали желтые и синие драпировки. Несмотря на влияние зарождающегося академического искусства, художник стремится придать динамики позам персонажей – Геракл в сию же минуту ударяет Фавна, сгруппировавшегося для кувырка, а Омфала лежит, отнюдь не грациозно раскинувшись на постели. Из-за такой трактовки движений Янссенса можно назвать абсолютно барочным мастером, не стремившимся к излишней театральности и идеализации в изображении античности.
В плену любви
Более распространенным поводом к созданию картины были нейтральные сцены, где Омфала шутит над Геркулесом.
Питер Пауль Рубенс изображает довольно провокационный момент издевательства Омфалы, когда царица, одетая в звериные шкуры, щипает Геркулеса за ухо. Художнику удалось уловить тонкий психологический аспект – герой, славящейся физической силой, находится в абсолютном подчинении. Чаще всего Рубенс изображал пышнотелых женщин, но в этой картине живописец отступил от собственных канонов красоты, сделав Омфалу изящнее, чтобы раскрыть зрителю всю сложность их взаимоотношений, когда любовь к хрупкой красавице заставила смириться даже смелого темпераментного воина.
Неизвестный художник из Германии использует редкую для XVII века кадрированную композицию. Он отказывается от лишних декоративных деталей, полностью сосредотачивая все внимание на главных героях, рядом с которыми только Купидон со стрелой как символ появляющейся взаимной любви. Живописец утрирует мужественность Геракла, подчеркивает его брутальность тонкостью черт царицы Омфалы, плавностью ее силуэта и нежностью светлой кожи.
Сладость взаимности
Несмотря на долгий период насмешек Омфалы, Геркулесу удалось пробудить в ней взаимное чувство, и герой познал счастье ответной любви. Он женился на царице и у них родился сын Агелай.
Самый смелый художник эпохи рококо, Франсуа Буше, создал полотно, которое своей откровенностью может шокировать даже современного зрителя. Художник изобразил влюбленных в начале соития, не скрывая жара охватившего их чувственного желания. По живописной традиции, тело Геркулеса смуглее, чем сияющая плоть Омфалы, которая по тону практически совпадает с оттенками жемчуга на ее браслетах. Бесстыдная сцена плотской любви смущает даже озорных купидонов, один из которых отворачивается от мужчины и женщины, сливающихся в любовном экстазе.
Герой в этой картине назван Геркулесом по римской традиции неслучайно – чувственные сцены наслаждений стали популярным именно в Древнем Риме, хотя в тех же самых мифах в Древней Греции их умалчивали и обходили стороной.
Несмотря на провокационный эротический сюжет, Франсуа Буше удалось наиболее точно передать общее настроение легенды, повествующей о любви сына Зевса, славившегося неиссякаемой мужской силой, и Омфалы, которая впоследствии стала почитаться как полубогиня, покровительница плотских удовольствий и женского начала.
Статьи о других героях мифов, вдохновляющих художников на создания произведений искусства Вы сможете найти на моем канале. Не забудьте подписаться!