Найти в Дзене
Art Witch

Любовные подвиги Геракла: в плену у Омфалы

Оглавление

Двенадцать подвигов Геракла, пожалуй, самая известная часть в детском пересказе мифов Древней Греции. Сын Зевса обладал невероятной физической силой, и собственной храбростью завоевал себе положение фактически равного богам: он убил немейского льва и лернейскую гидру, очистил авгиевы конюшни, завладел молодильными яблоками из сада Гесперид, освободил Прометея, участвовал в битве с гигантами, но мало кто знает, что часть своей жизни герой провел в плену.

За что Геркулес попал в плен?

Геркулес, он же Геракл, убил Ифита, который обвинял его в краже кобыл у царя. Герой не совладал с собственным гневом из-за оскорбления, и боги покарали его за несдержанность. Он должен был несколько лет прожить в рабстве у царицы Омфалы. Храбрый воин был поражен ее невероятной красотой, а женщина в свою очередь использовала всю свою изобретательность для того, чтобы издеваться над Геркулесом – она заставила его надевать женские одежды, в то время как сама облачалась в шкуру и брала его оружие.

Геракл и Омфала.  Мозаика. III век нашей эры
Геракл и Омфала. Мозаика. III век нашей эры

Сцены из этого мифа стали популярны еще в Древнем Риме и их можно увидеть на мозаиках в Валенсии. Царица здесь изображена в шкуре немейского льва и с дубиной, которой Геракл поражал чудовищ, в то время как сам герой облачен в женские одежды. Конечно, позы и героев не столь естественны, как в живописи барокко, но условность их пластики компенсируется ярким взглядом, который Геракл устремляет на свою мучительницу.

Насмешки Омфалы не заканчивались только переодеваниями: она заставляла Геркулеса ревновать.

Авраам Янссенс I (1575–1632) Геракл, вышибающий Фавна из постели Омфалы. Начало XVII века
Авраам Янссенс I (1575–1632) Геракл, вышибающий Фавна из постели Омфалы. Начало XVII века

Фламандский художник Авраам Янссенс изображает редкую в изобразительном искусстве сцену, где Геракл был вынужден буквально пинками выпроваживать из постели любимой женщины Фавна (Пана) –духа лесов и гор. Художник создавал свои полотна под влиянием итальянского искусства, а чуть позднее – Питера Пауля Рубенса. Именно поэтому его фигуры напоминают мускулистые тела персонажей Микеланджело, мужчина смуглый, в то время как тело Омфалы восхищает белизной плоти. Колористическое решение полотна напоминает об итальянских маньеристах, которые часто использовали желтые и синие драпировки. Несмотря на влияние зарождающегося академического искусства, художник стремится придать динамики позам персонажей – Геракл в сию же минуту ударяет Фавна, сгруппировавшегося для кувырка, а Омфала лежит, отнюдь не грациозно раскинувшись на постели. Из-за такой трактовки движений Янссенса можно назвать абсолютно барочным мастером, не стремившимся к излишней театральности и идеализации в изображении античности.

В плену любви

Более распространенным поводом к созданию картины были нейтральные сцены, где Омфала шутит над Геркулесом.

Питер Пауль Рубенс. Геркулес и Омфала. 1602-1605 гг.
Питер Пауль Рубенс. Геркулес и Омфала. 1602-1605 гг.

Питер Пауль Рубенс изображает довольно провокационный момент издевательства Омфалы, когда царица, одетая в звериные шкуры, щипает Геркулеса за ухо. Художнику удалось уловить тонкий психологический аспект – герой, славящейся физической силой, находится в абсолютном подчинении. Чаще всего Рубенс изображал пышнотелых женщин, но в этой картине живописец отступил от собственных канонов красоты, сделав Омфалу изящнее, чтобы раскрыть зрителю всю сложность их взаимоотношений, когда любовь к хрупкой красавице заставила смириться даже смелого темпераментного воина.

Неизвестный немецкий художник. Геркулес и Омфала. XVII век
Неизвестный немецкий художник. Геркулес и Омфала. XVII век

Неизвестный художник из Германии использует редкую для XVII века кадрированную композицию. Он отказывается от лишних декоративных деталей, полностью сосредотачивая все внимание на главных героях, рядом с которыми только Купидон со стрелой как символ появляющейся взаимной любви. Живописец утрирует мужественность Геракла, подчеркивает его брутальность тонкостью черт царицы Омфалы, плавностью ее силуэта и нежностью светлой кожи.

Сладость взаимности

Несмотря на долгий период насмешек Омфалы, Геркулесу удалось пробудить в ней взаимное чувство, и герой познал счастье ответной любви. Он женился на царице и у них родился сын Агелай.

Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1632 г.
Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1632 г.

Самый смелый художник эпохи рококо, Франсуа Буше, создал полотно, которое своей откровенностью может шокировать даже современного зрителя. Художник изобразил влюбленных в начале соития, не скрывая жара охватившего их чувственного желания. По живописной традиции, тело Геркулеса смуглее, чем сияющая плоть Омфалы, которая по тону практически совпадает с оттенками жемчуга на ее браслетах. Бесстыдная сцена плотской любви смущает даже озорных купидонов, один из которых отворачивается от мужчины и женщины, сливающихся в любовном экстазе.

Герой в этой картине назван Геркулесом по римской традиции неслучайно – чувственные сцены наслаждений стали популярным именно в Древнем Риме, хотя в тех же самых мифах в Древней Греции их умалчивали и обходили стороной.

Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1632 г. Фрагмент
Франсуа Буше. Геркулес и Омфала. 1632 г. Фрагмент

Несмотря на провокационный эротический сюжет, Франсуа Буше удалось наиболее точно передать общее настроение легенды, повествующей о любви сына Зевса, славившегося неиссякаемой мужской силой, и Омфалы, которая впоследствии стала почитаться как полубогиня, покровительница плотских удовольствий и женского начала.

Статьи о других героях мифов, вдохновляющих художников на создания произведений искусства Вы сможете найти на моем канале. Не забудьте подписаться!