Найти тему
ИнтерМедиа | InterMedia

Рецензия: Даша Чаруша - саундтрек к фильму «Молодой человек». Коротко и ярко

2022, «Правда Музыка»

Оценка: 8 из 10.

Саундтрек скроен довольно нетипично, в чём быстро убедятся те, кто включит его, чтобы послушать фоновую инструментальную музыку. Многообещающая «Тема детства» секунд через двадцать сменится ещё более красивой электронизированной «Темой осознания», после чего придётся обратить внимание не только на названия треков, но и на их хронометраж. Он прямо-таки убойный: продолжительность номеров - 0:32, 0:19, 0:16 и т.п., а по сути они ещё короче (финальная часть треков занята тишиной). При этом многие из 10-15 секундных темок - по сути набросков - обещают когда-нибудь вырасти в полноценные произведения, а некоторые идеально звучат в нынешнем сверхлаконичном виде (например, 27-секундный «Ура, тубзик!», сыгранный на барабане и трубе).

Подобный подход заметно отличается от привычных канонов киномузыки. По «классике», композитор пишет для звуковой дорожки основную тему, которая запоминается зрителю, потому что повторяется в разных вариациях с незначительными изменениями, две-три другие мелодии, иллюстрирующие определённых героев или сюжетную линию, а также какие-то фоновые мотивчики для поддержания нужной атмосферы (в хорошем саундтреке их публика вообще не замечает). Но для «Молодого человека» актриса и композитор Даша Чаруша сочинила более двадцати самостоятельных и не похожих друг на друга тем, которые к тому же сменяются с калейдоскопической скоростью. Например, номер «Так судьба стучится в дверь» с доминирующим характерным стуком кончается быстрее, чем вы успеете прочитать его название. Зато трек «Первый вечер» звучит более полутора минут (гигантский хронометраж по меркам этого альбома), представляя собой заводной гитарный рок. Вы уже заметили, что по названиям композиций можно следить за сюжетом фильма и ещё до просмотра убедиться в том, что «Первое испытание» и «Второе испытание» стали для героя непростыми, но динамичными. «Ахегао» тоже оказалось ярким и драматичным, хоть и продлилось всего несколько секунд.

Без малого двухминутная «Тема Леры» довольно скучна, в отличие от 31-секундной «Ностальгии». Блюз-роковые «Папочки ин да хаус» сменяются «Квестом» - самым продолжительным треком альбома, который при этом звучит очень захватывающе. «Страшилка» радует синтезаторными завываниями с цитатой из «Эй, ухнем» (которая позже прозвучит ещё и в «техно эдишн»), а энергичные «Следствие ведёт Иван» и «Шпоры» отличаются друг от друга минимально. Очень вдохновенной получилось «Торжество победы в песочнице», а «Чужой против Хищника» обзавёлся симфонической аранжировкой. Довольно вялым вопреки названию оказался «Сёрф», да и финальный номер «И жили они долго и счастливо» звучит скорее тревожно, нежели оптимистично, но в целом количество интересных музыкальных идей здесь в разы превышает показатели среднестатистических саундтреков.

Алексей Мажаев, InterMedia