Найти тему
АвТОгус

Кто придумал троллейбусный поезд? И почему такие были в СССР?

На самом деле написать эту статью я решил после того как читатель моего канала Олег Султангораев задал вопрос о том где именно эксплуатировались троллейбусы #ЛАЗ-695Т и их модификации Киев-5ЛА/ОдАЗ-695Т. Не смотря на то, что первую разработку такой машины представили в Баку(БТЛ-62), основные работы по усовершенствованию техники провели во Львове, там же и изготовили первые серийные экземпляры. Впрочем подробно об этом можно прочитать в статье которая доступна по ссылке. Отвечая Олегу, а все экземпляры ездили только в Украине, я невольно вспомнил про еще одну интересную особенность общественного транспорта УССР. Дело в том, что именно в Киеве впервые в мировой практике был создан троллейбусный поезд. Это был самый распространенный в #СССР троллейбус МТБ-82/82Д.

Троллейбусный поезд МТБ-82Д в Киеве. фотография сайта PastVu
Троллейбусный поезд МТБ-82Д в Киеве. фотография сайта PastVu

В основе идеи внедренной Владимиром Филлиповичем Векличем лежала Система многих единиц, разработанная американцем Фрэнком Спрэйгом еще в 1887 году. Правда по системе СМЕ в основном строились железнодорожные поезда и составы метро. При ней все управление поездом было сосредоточено в головном вагоне, и управление моторными вагонами или прицепными осуществлялось тоже из него. До этого обычным было движение поезда с использованием кратной тяги. Это когда несколько паровозов прицепляют к составу, но управляют ими разные команды.

Железнодорожный состав с применением Кратной тяги.
Железнодорожный состав с применением Кратной тяги.

Если же говорить об общественном транспорте, то впервые составные поезда появились еще в начале века. Но, изначально головной, он же моторный вагон трамвая, был ведущим. К нему могли прицепить пустой, не снабженный электрооборудованием вагон. В конце пятидесятых в ЧССР(Чехословацкой Социалистическая Республика) на предприятии «ЧКД Татра-Смихов» впервые в истории сделали состав, где два вагона были моторными, с дублирующими системами. Эти поезда прошли испытания и были отправлены в Союз. Но модели #ТatraT2/TatraT3 имели массу недостатков. На которые и обратил внимание сосем молодой, в 1963 году ему было всего 25 лет, заместитель начальника технического отдела Киевского трамвайно-троллейбусного управления Владимир Филлипович Веклич. Именно он доработал систему и уже с 1963 года в СССР стали работать трамваи сочлененные по системе многих единиц.

Трамвайный поезд TatraT3. Фотография сайта "Словари и энциклопедии на Академике".
Трамвайный поезд TatraT3. Фотография сайта "Словари и энциклопедии на Академике".

Через год, в 1964 году, Веклич возглавил Октябрьское троллейбусное депо в Киеве, оно и по сей день является крупнейшим. Учитывая огромный дефицит подвижного состава, про квалифицированные кадры вообще говорить не стоит, Владир Филлипович решил во что бы это не стало перенести наработанный опыт именно на троллейбусы. Это действительно огромная работа, ведь необходимо было продумать как синхронизировать работу электромоторов, ведь они могли перегреваться, поскольку были рассчитаны только на одну машину, систему тормозов и многое другое. Как бы там ни было , но первый в мировой истории троллейбусный поезд вышел на улицу 12 июня 1966 года. Это был поезд- #троллейбус #МТБ-82Б.

Троллейбусный поезд МТБ-82Д. Фотография сайта iXBT
Троллейбусный поезд МТБ-82Д. Фотография сайта iXBT

Позднее Веклич доработает собственное изобретение. В зависимости от времени суток машины можно было соединять или разъединять, все зависело от количества пассажиров. Предложенная схема стала универсальной. Фактиски сделать троллейбусный поезд стало возможным из любого имеющегося в наличии транспорта. Наибольшее распространение получили машины #Skoda 9Tr и #ЗИУ-9. Их было действительно много.

Троллейбусный поезд Skoda 9Tr. Фотография сайта PastVu
Троллейбусный поезд Skoda 9Tr. Фотография сайта PastVu

В 70-х он даже решился на создание трехкомпонентного поезда. Но, увы, возможности городских улиц сделали эксплуатацию подобной техники невозможной. О выделенных полосах для общественного транспорта тогда еще не задумывались.

Троллейбусный поезд ЗИУ-682В в Санкт-Петербурге. Фотография сайта Городской электротранспорт.
Троллейбусный поезд ЗИУ-682В в Санкт-Петербурге. Фотография сайта Городской электротранспорт.

Планов у Владимира Филлиповича было множество. Но к большому сожалению его жизненный путь оборвался на 55 году жизни. Однако он вошел в историю мирового автомобилестроения как человек первым разработавший троллейбусный #поезд. И спасибо читателю Олегу Султангораеву, ведь эта статья появилась именно благодаря его вопросу.