Итак, история началась с рейдерского захвата дома одной из УК. Нежданно-негаданно из государственной жилищной инспекции приходит информация об исключении дома из лицензии на основании решения общего собрания собственников. Собственники не знают о таком решении, УК теряет дом. Все идет по стандартной схеме – жалобы в прокуратуру, ГЖИ, оспаривание протокола в суд. Но это дорожка не короткая, суды дело долгое.
Собственники экстренно собирают общее собрание в очной форме и оформляют протокол. В УК поступает для дальнейшего направления в ГЖИ протокол очного собрания, лист регистрации присутствующих, реестр собственников, договор управления. УК готовит заявку на включение дома в лицензию, размещает сканы документов в ГИС ЖКХ. А вот далее начинается самое интересное. ГЖИ выносит отказ во включении дома в лицензию в связи с отсутствием решений собственников по вопросам повестки дня.
УК не согласившись с таким решением отправляется в суд. Итогом этой хоть и короткой но важной битвы получилось следующее.
Арбитражный суд пришел к решению, что требования УК правомерны, решение ГЖИ об отказе незаконно и подлежит отмене.
И хотя в данном деле с моим участием все закончилось на этапе Арбитражного суда, данное решение не следует недооценивать. Так в 2022 году Арбитражный суд Московского округа (кассационная инстанция) утвердила решения нижестоящих судов по аналогичной позиции.
«Доводы инспекции о том, что в системе ГИС ЖКХ не размещены решения собственников, правомерно отклонены судами в связи со следующим. В соответствии со статьей 44.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников было проведено путем очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование). Поскольку собрание проводилось в форме личного присутствия собственников помещений МКД, их решения по вопросам повестки собрания учитывались при распределении голосов и заносились в протокол. При этом вопреки доводам инспекции, частью 4 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. Однако, как правомерно отметили суды, предоставленная Жилищным кодексом Российской Федерации возможность оформления в письменной форме решений, не указывает на необходимость и обязательность оформления данных документов при очном голосовании. Кроме того, как указали суды, сведения о волеизъявлении собственников отражены в протоколе общего собрания.»
Вот такой неожиданный поворот. Значит ли это что такое решение общего собрания нельзя проверить? Думаю сложно, но можно. А вот ГЖИ отказывая в принятии таких протоколов превышает свои полномочия, по сути признавая их ничтожными, в то время как ЖК РФ относит право признания протокола общего собрания ничтожным/недействительным к исключительной компетенции суда.