Найти тему
КНИГА ФАКТОВ

Почему так много древних фонтанов с изображением маленьких писающих мальчиков?

Потратьте достаточно времени на изучение классического искусства, и вы заметите, что там много писающих мальчиков. Прогуляйтесь по художественному музею всего несколько минут, и вы обязательно наткнетесь на любовно нарисованное изображение маленького мальчика, справляющего нужду. Европейский город казался бы почти неполным без фонтана, извергающего воду из крошечного пениса дерзкого скульптурного мальчика. Но почему?

Как ни странно, писающий мальчик может олицетворять противоречивые вещи. С одной стороны, есть детская невинность в том, что все видят, как юнец справляет потребности, не заботясь об окружающем его мире. С другой стороны, здесь присутствует какая-то ультрамужская половозрелость.

Современные путеводители предлагают почти дюжину различных объяснений того, почему знаменитая брюссельская статуя писающего мальчика с жизнерадостным названием Mannekin Pis (что переводится как «писающий человечек») справляет нужду. К ним относятся несколько почти полностью апокрифических инцидентов: младенец-герцог Годфри III Лёвенский мочится на вражеских солдат, малыш тушит пожар, который поглотил бы весь город, крошечный "колокольчик", гасящий заряд взрывчатки, который убил бы тысячи людей — никто толком не знает.

Не очень утонченная статуя Приапа, бога плодородия
Не очень утонченная статуя Приапа, бога плодородия

Есть много писающих фонтанов крупных мужчин, которым не хватает этой двусмысленности: статуя из Помпеи вечно вертикального бога Приапа, изливающего бесконечную жидкость из своего пениса размером с предплечье, явно не должна была символизировать детскую невинность. Точно таков же стиль статуи, известной как Hercules mingen, датируемой римскими временами, изображающей пьяного Геракла, счастливо отливающего.

Считается, что образ писающего мальчика мог появиться в эпоху Возрождения из-за ошибочного убеждения, что это обычный римский мотив. В то время как в римском искусстве было много маленьких мальчиков, часто в форме херувимов, немногие из них осушали свою главную жилу. Возрождение классических стилей и тем в эпоху Ренессанса каким-то образом принесло с собой потоки мочи. Мотив известен как puer mingens, что буквально переводится как «писающий мальчик», но также имеет эвфемистическое значение, относящееся к эякуляции.

В своей статье 2020 года «Проблемы значения и использования мотива puer mingens в дизайне фонтанов 1400–1700 годов» кембриджские архитекторы Джеймс Кэмпбелл и Эми Бойингтон указывают на удручающе неясное значение бесконечно мочащихся малышей, написав: «Как естественная функция организма, часто в прошлом более публично, чем сейчас, обоими полами, мочеиспускание, без сомнения, рассматривалось по-разному в эпоху Возрождения и барокко, но как именно и почему оно использовалось в качестве мотива в живописи и в фонтанах, остается загадкой и целью продолжения дебатов».

«Венера и Купидон» Лоренцо Лотто
«Венера и Купидон» Лоренцо Лотто

В некоторых изображениях ясно, что должно быть передано. Картина Лоренцо Лотто «Венера и Купидон», датируемая 1520-ми годами и висящая в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, была написана в качестве свадебного подарка и явно представляет плодородие, хотя и в очень глупой форме. В «Детской вакханалии» Микеланджело, великом рисунке эпохи Ренессанса, где изображена группа невероятно пьяных малышей, а один из них писает в миску, которую собирается отдать своему приятелю, речь идет о радости и свободе излишеств. Но в других работах это может быть невероятно сложно сказать.

В частности, относительно фонтанов у человеческого тела есть немало мест, откуда может выходить вода. Есть статуи женщин, у которых вода хлещет из грудей, что выглядит как бесконечное кормление грудью, но такие встречаются реже. Иногда мочащийся мальчик сопровождает кормящую женщину, как это видно из фонтана Каритас на Старой площади Копенгагена, который должен быть символом любви и милосердия.

В конечном счете, когда дело доходит до писающих мальчиков, все ставки сняты. В принципе, это может означать что угодно. Практически нет никакой последовательности, даже когда речь идет об отдельных частях тела: хотя большинство изображений наделены довольно легким "снаряжением", как и можно было бы ожидать, учитывая склонность мира искусства к маленьким пенисам и маленьким детским телам, бывают и исключения, например, скульптура 16-го века Fontaine des Pisseurs в Локане, Франция - четыре писающих мальчика с пенисами, которые легко можно использовать для ограбления банка.