Если по названию вы еще не догадались, то сразу все разъясним: эмулятор усилителя – это именно то, чем он кажется – программа, имитирующая усилитель (или, даже чаще, несколько усилителей). Охватывая диапазон от культовых звучаний до необычных моделей, которые спроектированы вообще непонятно для кого, эмуляторы чрезвычайно популярны среди гитаристов и звукоинженеров – как любителей, так и профессионалов.
Для начала есть простой способ определить разницу между виртуальным инструментом и виртуальным эффектом:
- VSTi (Virtual Studio Technology instrument) генерирует звук.
- VSTfx (Virtual Studio Technology effect) изменяет звук.
Эмуляторы гитарных усилителей относятся к последней категории, поскольку они не создают звук гитары, а вместо этого манипулируют гитарным сигналом, чтобы создать впечатление, что он прошел через тот или иной усилитель.
На самом деле функционал таких эмуляторов довольно узок – хотя на выходе многие из этих VST-плагинов чрезвычайно пластичны и способны до неузнаваемости изменять и преобразовывать различные звуки с помощью комбинаций настроек, стомп-боксов и кабинетов – но в конечном итоге они все равно остаются просто эмуляторами усилителей.
Почему вообще эмуляция?
Если вы музыкант со спальней в студии (да, не наоборот), оглянитесь вокруг. Если вы не богаты, не профессионал или просто не умеете лучше меня распределять свои финансы и свободное пространство, то я сомневаюсь, что у вас есть более 2-3 усилителей в комнате. И уж точно у вас не будет места, чтобы комфортно разместить и в конечном итоге использовать в записи более 5.
И вот она – самая простая причина попробовать эмулирование усилителя. Большинство любителей не могут позволить себе выложить тысячи долларов за классическую голову, а тем более создать целую армию усилителей для выполнения своих творческих задач. Но это то, что предлагают многие библиотеки усилителей по меньшей цене и в значительно меньшем пространстве.
Усилители, особенно если вы используете кабинет и голову вместо комбоусилителя (когда колонки и усилитель находятся в одном корпусе), могут занимать много места.
Если учесть микрофонные стойки, кабели – вы только что вздрогнули? – все это может стать минным полем для музыканта, который будет спотыкаться и постоянно страдать от такой коммуникации в домашней студии.
Тем не менее, эмулированные усилители все равно занимают место, просто оно не физические.
Если вы, как абсолютный маньяк, начнете покупать библиотеки усилителей, это может очень сильно замедлить работу вашего компьютера и стать внезапно вредным для процесса создания музыки – но если у вас мощный компьютер и много места на жестком диске, то наслаждайтесь и скупайте их все!
Кроме того, при моделировании усилителя нет необходимости беспокоиться об акустике помещения, размещении микрофона (или даже просто иметь микрофон) - все это делается, а зачастую и легко кастомизируется, в самой программе.
Вам не нужно возиться с ручками усилителя, сдвигая микрофонную стойку на 5 сантиметров влево, чтобы радикально изменить тон, подходящий именно для этого одного риффа. А потом вспоминать, где именно они были расположены для предыдущей ритм-секции.
Запись настоящего усилителя может вызывать серьезный баттхёрт, а эмуляторы очень мягко обходят все эти проблемы, не требуя ничего взамен. Кроме, конечно, ваших денег.
Однако преимущества эмуляторов усилителей выходят за рамки удобства. Многие библиотеки этих плагинов содержат настолько разнообразную коллекцию смоделированных звуков и педалей, положений микрофонов и усилителей, что вы можете создавать эффекты и уникальные звуковые коктейли, вовсе недостижимые при использовании настоящего усилителя.
Вы когда-нибудь задумывались, какой тон гитары можно получить, сочетая Fender Reverb с Orange Crush при использовании педали RAT, и все это в обратном порядке?
Да, я тоже, но это то, что вы можете сделать (хотя и не обязательно хотеть этого) с помощью эмулятора усилителя. Возможности не совсем безграничны, но они определенно шире, чем в случае с физическим оборудованием.
А зачем тогда вообще настоящий усилитель?
Эмулятор VS реальный усилитель
Итак, все это звучит замечательно – но в то же время слишком хорошо, чтобы быть правдой. В чем же недостатки?
Эмуляторы усилителей – это именно эмуляторы. Качество, с которым они эмулируют настоящие гитарные усилители, пугающе хорошее, но это все еще далеко от реальности - как и в случае с любым другим VST. Смоделировать и заменить на 100% настоящий инструмент и оборудование практически невозможно.
В то же время это не оказывает существенного влияния на домашнее творчество, а многие музыканты и вовсе записывают отличные студийные релизы на VST-плагинах. Если что-то звучит не совсем как настоящее, это не значит, что оно не будет звучать хорошо или не дополнит ваши записи дополнительными тонами.
Большинство профессиональных гитаристов по-прежнему склоняются к использованию настоящих усилителей для записи основных партий, однако во время микширования это может вызывать определенные проблемы. Используя запись реального усилителя через микрофон, можно добавить гитарный усилитель VST либо в качестве вспомогательного трека (так вы сможете контролировать пропорцию "сухого" и "мокрого" сигналов), либо вовсе записать его через DI, что позволит полностью изменить тон с помощью педалей или даже другого усилителя без необходимости перезаписи.
Это также важно для сохранения "настоящего" звучания гитары, записанного с микрофонного усилителя.
Для чего еще подходят эмуляторы?
Еще одно потенциальное применение гитарных эмуляторов, которое позволяет избежать "разрыва", существующего между технологией эмуляции и реальным оборудованием - это использование их для сатурации.
На вокале, ударных, синтезаторе или любом другом инструменте, который вы можете вспомнить, эмуляторы гитарных усилителей предлагают огромный спектр уникальных тонов, который вы не сможете получить от встроенного плагина-сатуратора вашей DAW.
Это очень полезно, поскольку действительно повышает ценность покупки эмулятора гитарного усилителя: даже если вы ненавидите некоторые варианты моделирования и запись через DI в вашей DAW – плагин все равно можно использовать для множества других целей.
Бас-гитарный усилитель
Я знаю, что, когда большинство людей слышат слово "гитара", они думают об Эдди Ван Халене, исполняющем какое-то забавное соло на гитаре Kramer, обычно забывая о втором, слишком часто обходимом слове "бас". Это не просто бас, дамы и господа. Это бас-гитара.
Существует множество отличных басовых усилителей, которые будут доступны в некоторых больших паках эмуляторов усилителей, а также некоторые плагины, предназначенные для моделирования только определенного набора басовых усилителей.
Кроме того, эмуляторы усилителей являются довольно важным дополнением при использовании любого виртуального инструмента в сочетании с гитарой – чтобы действительно добавить дополнительный слой динамики к некоторым сухим дорожкам, которым может понадобиться немного магии, чтобы плавно влиться в микс.
В следующих статьях мы расскажем о том, как обычно выглядят плагины-эмуляторы, а также посоветуем конкретные модели эмуляторов усилителей. Stay tuned!