Эль Лисицкий — художник, архитектор, дизайнер и прежде всего изобретатель, известный на весь мир. Он конструировал и придумывал новые законы искусства. Эксперименты Лисицкого серьезно повлияли на архитектуру и дизайн, какими мы привыкли их видеть сегодня. И на одно из его творений можно полюбоваться, прогуливаясь по территории ВДНХ!
Во время масштабной реконструкции Главной выставки страны случается множество важных культурных открытий, возвращаются шедевры живописи и скульптуры. Это результат слаженной работы множества людей. Открытие, о котором мы рассказываем сегодня, произошло благодаря двум встречным научным исследованиям — творчества Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее и истории ВСХВ. Специалист по искусству авангарда, куратор выставки Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее и Еврейском музее и Центре толерантности Татьяна Горячева изучала серию эскизов художника по оформлению ВСХВ, обратилась к историку ВСХВ — ВДНХ Александру Зиновьеву. В нескольких набросках он узнал рекламную установку Союзпищепромрекламы, выполненную Лисицким.
Авангардист на службе у народа
Эль Лисицкий работал в 1935–1939 годах над оформлением ВСХВ. За эти годы великий художник создал ряд проектов планировки и декорации павильонов. Сейчас бы сказали, что это был успешный рекламный проект. Среди выполненных работ были установки для Всесоюзной конторы по рекламе товаров пищевой промышленности (Союзпищепромреклама) на две темы — ликероводочные изделия и Главконсерв.
Декоративная башня-колонна с рыбами и рыболовными снастями и была рекламной установкой, сделанной специально по заказу Главконсерва. В 1939 году ее построили и поставили у павильонов «Рыбное хозяйство» и «Прудовое хозяйство». Одновременно она служила вышкой-указателем к тематическим павильонам, чтобы посетители точно не проходили мимо.
Чудо-башня с чудо-рыбой
Как выглядела легендарная башня в 1939 году? Согласно оригинальному проекту Лисицкого, она представляла собой тонкую ажурную башню. Если внимательно присмотреться, то элементами конструкции были водруженные друг на друга вертикально поставленные рыболовные садки. Конструкция увенчивалась шаром-скафандром и силуэтами двух металлических рыб, «плывущих» в противоположные стороны.
Во время послевоенной реконструкции Выставки в 1951–1954 годах верхушка изменилась. Двух карпов 1939 года заменили на осетра. Возможно, в этой переделке использовался другой эскиз силуэта рыбы Лисицкого. К сожалению, за годы существования осетр «уплыл» в неизвестном направлении — верхушка была навсегда утрачена, зато осталась металлическая конструкция башни.
Культурное наследие столицы
«До сих пор был известен только один осуществленный архитектурный проект Лисицкого — здание типографии журнала «Огонек» в Москве, построенное в 1932 году в 1-м Самотечном переулке. Теперь мы знаем о еще одной постройке. Вместе с тем это и возвращение имени безымянному объекту, артефакту ВСХВ — ВДНХ, причем имени одного из крупнейших мастеров русского искусства», — рассказывает кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Горячева.
Приходите на ВДНХ бесплатно полюбоваться искусством авангардиста Эль Лисицкого под открытым небом!
#ИсторияВДНХ #ЭльЛисицкий
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал: https://zen.yandex.ru/vdnh
Кафе «Лето»: как выглядело одно из первых мест с летней верандой
Путешествие по музейным кварталам мира
ВДНХ в лицах: архитектор Иван Таранов