Наш мир настолько пропитан злобой и ненавистью, что многие не сомневаются: выжить можно лишь с опорой на законы джунглей, право сильного. Такие христианские качества, как кротость, здесь явно не нужны. Ни в личной жизни, ни тем более в международных отношениях. Кроткий нрав — что это: слабость или сила?
Что такое кротость
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
(Прит.15:1)
Кротость — одна из главных черт христианской личности, без развития которой невозможно иметь хороших отношений с Богом. Верующий человек без кротости не может считаться учеником нашего Господа Иисуса Христа.
Кротость (греческое prautes) — внутренняя и внешняя сдержанность, способность сохранять самообладание и терпение, когда нас оскорбляют или поступают несправедливо. Также кроткий человек смирен, мягок, вежлив и тактичен в обращении с другими.
Вместе с тем кротость не делает человека слабым, как считают многие противники христианства. Они уверены, что побуждение Христа подставить вторую щеку — это призыв сдаться злу без боя, бесхребетность. Но сам Христос демонстрировал твёрдость в противостоянии нечестию. Так, когда Он увидел торговцев в храме, наживающихся на духовных потребностях людей, то перевернул их столы с деньгами и выгнал.
Интересный факт
Слово prautes использовалось в Древней Греции в качестве медицинского термина, обозначающего успокоительное средство.
Синонимы и антонимы
Синонимы и антонимы помогают лучше понять, что из себя представляет кротость и в чём она проявляется.
Синонимы:
- беззлобность;
- безропотность;
- доброжелательность;
- покорность;
- скромность;
- снисходительность.
Антонимы:
- гнев;
- грубость;
- дикость;
- жестокость;
- жёсткость;
- задиристость;
- заносчивость;
- злоба;
- кичливость;
- наглость;
- надменность;
- непослушание;
- презрительность;
- раздражительность;
- спесивость;
- строптивость;
- честолюбие;
- ярость.
Кротость: понятие в христианстве
В Нагорной проповеди Господь сказал:
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю
(Матф.5:5)
В этих словах Господь связывает кротость с будущей надеждой христиан. Что Христос имел в виду под землёй? Обещание земли обетованной было дано ещё Аврааму, праотцу еврейского народа. Оно согревало израильтян, оказавшихся в египетском рабстве. Бог произвёл 10 казней над жестоким Египтом и вывел евреев из этой страны.
Когда они прошли через воды Красного моря и пустыню Синай, то увидели Палестину — обетованную землю. Но из-за упрямства не смогли в неё войти. Евреи были постоянно недовольны тем, что Бог не удовлетворяет их сиюминутные желания. Для них всемогущий Господь был скорее слугой, чем Повелителем.
Прежде чем ввести израильтян в Палестину, Бог хотел создать из них святой народ, исполняющий все Его заповеди.Евреи должны были свидетельствовать о праведности Бога всем народам земли. Но большинство из них мечтали лишь об удовлетворении физиологических желаний. Они и не помышляли о кротком послушании. Тем самым народ проявил высокомерие. В результате евреи, за исключением нескольких человек, не вошли в обетованную землю и умерли в пустыне. Наследие получили их дети.
Читайте также:
Когда Иисус говорил о том, что кроткие наследуют землю, то, возможно, обращался к этому примеру из прошлого. В пророчестве Даниила сказано, какую роль в будущем мире будут играть праведники:
Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.
(Дан.7:27)
Святые получат власть над Землёй и Вселенной. Как известно, власть может развращать. Но она не развратит кротких и смиренных людей. Напротив, благодаря этим качествам правление Царства Божьего приведёт к вечным благословениям. Отсюда следует заключение: только кроткие смогут не развратиться той великой властью, какой Бог наделит праведников в будущем.
Чтобы стать этого достойным, нужно полностью довериться Богу и безропотно исполнять Его волю. Лишь в этом случае Господь выступает в роли гончара, а мы — мягкой глины, из которой Он создаёт сосуды совершенной красоты.
Кротость и смирение: в чем разница
Смирение — это отсутствие высокомерия, здравое суждение о своих достоинствах, талантах и достижениях. Смиренный человек воздаёт всю славу Богу за свои успехи.
За христианским смирением следует осознание своего несовершенства, сожаление о своих грехах и покаяние. И затем возникает желание полного упования на Бога, послушания всем Его заповедям до единой. Кроткий человек не желает повторения прежних ошибок и жаждет достичь полного подобия Богу в мыслях, чувствах и делах. Таким образом кротость — внучка смирения. Так эти качества понимал святитель Николай Сербский.
Объясните значения молитвословий:
Вникнем в смысл текста молитвословий:
«Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его»
Давид проявил кротость, когда принял обличение и наказание от Господа после прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урии, её мужа. Так и тот, кто читает молитву, просит у Творца кротости для признания личных грехов и преодоления гнева; для понимания того, как творить Божью волю во время искушения.
Ниже приведём текст короткой молитвы, которая укрепит и поможет справиться с направленнымна нас гневом, а главное — с собственным.
От гнева
Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.
«Правило веры и образ кротости»
Тропарь Николаю Мирликийскому, христианскому святому, жившему в 3-4 вв. Он славился милосердным отношением к нуждающимся, следуя вере в Божью любовь ко всем людям. В молитве правилом веры и образом кротости названа его жизнь.
Текст:
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина./ Сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Что значат выражения:
Есть в Священном Писании и другие цитаты. Например:
« Я кроток и смирен сердцем»
Для того чтобы правильно понять эти слова, нужно рассмотреть их в контексте:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)
В течение полутора тысяч лет до Христа иудеи трудились над отношениями с Богом и преодолением личной и коллективной греховности. Для этого Бог дал им более 600 заповедей.
Тщательное следование законам не способно сделать человека совершенно праведным в глазах Бога. Грешник не станет праведником лишь с помощью дел послушания, совершенство дарует только Создатель. Но религиозные вожди Израиля дней Иисуса думали иначе. Фарисеи разработали множество дополнений к Божьему закону.
Конечно, это было высокомерно. В такой религиозной системе не было места личным убеждениям. Даже дела любви и милосердия в определённые моменты (в субботние дни) были под запретом. Такая религия превращалась в сущее бремя и никак не способствовала развитию чувства собственного достоинства.
Но Иисус выстраивал отношения с учениками совсем иначе. Он, совершенный Сын Бога, был кротким и смиренным. Иисус не превозносился над апостолами, не придирался к ним из-за любого греха, а доверял им. Вместо того чтобы устанавливать миллион новых совершенных правил, Он побуждал их развивать любовь к Богу и людям. А те, кто любит, не нуждаются в сонме законов.