Официальный статус этой постановки, помеченной на сайте как «Премьера», а датированной 1986 годом, означен как: «капитальное возобновление в новой сценической редакции», однако сравнивать со старой лично мне невозможно, так как видел её десять лет назад. Сценографию и костюмы Беллы Маневич обновил Виктор Вольский – и с тем, и с другим всё вполне прилично: сценично и в меру аутентично. Партитуру Гаврилина вряд ли меняли, а она, за исключением пары-тройки настоящих хитов, довольно посредственна и обветшала, на мой слух. Насколько же концептуальны изменения в хореографии не скажу, не помню настолько как тогда было, а в буклете про это нет ничего. Но на новую, то есть осовремененную, редакцию балета эта постановка не смотрится, хотя и глядится довольно живенько.
При этом по лекалам скроена она верным, история трогающая, персонажи ярки, но даже при столь блистательном исполнении на премьере этот балет не воодушевил меня на сопереживание. И ещё надо учитывать, что «Анюта» изначально делась Васильевым на Максимову, это балеринский балет, а сюжет лишь помогает по выгодному её показать. Хореография также этому призвана способствовать, однако, на сегодня она производит в целом впечатление старомодной. Впрочем, некоторое количество вкраплённых хореографических находок действуют как ботокс – подтягивают уровень. Но, до уровня Большого, даже Новой сцены, на мой взгляд, этот балет уже не дотягивает – он, уровень, сильно вырос с момента его, балета, создания.
Зато «Анюта», как выше помянуто, даёт массу возможностей блеснуть балерине, коими Анастасия Сташкевич воспользовалась, ими явно упиваясь – лучилась до невозможности! Но и страдала она искренне, дурачилась от души, а станцовано же было близко к совершенству. Прима Большого выдала на премьере свою партию как уже давно втанцованную в ноги, убедив без сомнений отменно поданным образом – перевоплощение состоялось!
У Модеста Алексеевича партия, мягко сказать совсем не классическая, при этом настолько технически изощрена, что тут нужны фантастические возможности тела. Которыми наделён в достатке Вячеслав Лопатин, также нисколько не смущавшийся премьеры – выступил блистательно! Станцевал Премьер выше всяких похвал, да и чиновник получился у него предельно реалистичен и властвуя, и прислуживая.
Танцевало и ещё три Премьера Большого, звёздный состав!, каждый из которых достоин слов благодарности от балетомана, за отменное зрелище: Денис Савин исполнил как надо неунывающего, но слабовольного Петра Леонтьевича; танцевавший Артынова Михаил Лобухин на богатого барина вполне смотрелся; Артём Овчаренко в образе Студента минимум на 10 моложе выглядел. Исполнением все они уверенно подтвердили свой высокий статус, равно как и кордебалет выступил достойно, так что спектакль удался. Даже с учётом того, что сам балет не вызвал желания пересмотреть его ещё раз… Впрочем, полагаю кассу он делать будет…
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет