Найти тему
Major Moto

Ява-Ява: взял я на халяву! История и перерождение

В нашем блоге мы пишем про разные мотоциклы: обсуждаем новинки и хорошо знакомые классики, спорим про новых китайцев и рассуждаем о своих первых мотоциклах. Но и еще мы периодически затрагиваем вопрос советского мотопрома, который так знаком каждому из нас!

Фотография с чувством ностальгии
Фотография с чувством ностальгии

Сегодняшний материал мы хотим посвятить одному из самых знаменитых мотоциклетных брендов, который будоражил умы советских мотолюбителей и навсегда остался теплым следом в сердцах тех, кто начинал свой путь с Явы.

Да, сегодня поговорим про ту самую Яву: расскажем историю, вспомним самые интересные модели и, конечно же, обсудим перерождение бренда. Забегая вперед, хочу сказать, что я лично (как автор) сугубо против «воскрешения» советских марок техники, однако в случае с Явой получилось, не так плохо, как могло бы быть. Впрочем, начнем с самого начала!

В одном чешском городке…

То самый завод (не первый) который в городе Тынец-над-Сазавоу
То самый завод (не первый) который в городе Тынец-над-Сазавоу

Та самая Jawa появилась в 1929 году в, тогда еще, Чехословацкой столице, Праге. Предприниматель Франтишек Янечик приобрел мотоциклетное подразделение немецкой компании Wanderer. Отсюда, кстати, появилось и название: были объединены первые буквы имени владельца Ja neček и купленной компании Wa nderer.

Базой для первых моделей JAWA стали лицензионные копии самих мотоциклов Wanderer, однако не успела Чехословацкая компания начать разрабатывать полностью свои мотоциклы (JAWA 175 не в счет), как началась Вторая мировая война и в Праге стало не до мотоциклов. Все предприятия были переоборудованы под выпуск военной техники, а разрабатывать что-то гражданское было строго запрещено.

Jawa 500 OHV - первый мотоцикл компании, сделанный по лицензии
Jawa 500 OHV - первый мотоцикл компании, сделанный по лицензии

Однако как можно запретить творить? Несмотря на все запреты, инженеры JAWA продолжали работу над моделью «Perak» и уже в конце войны представили первый прототип с 250-кубовым мотором. Мотоцикл получился инновационным для своего времени, поскольку имел автоматически отключаемое сцепление и переднюю телескопическую вилку. Для начала 40-ых – потрясающий результат!

Интересен был и внешний вид Явы: он сильно отличался от того, как строили мотоциклы в те годы. Большинство производителей ставили во главу угла функционал и мало обращали внимание на внешний вид своих детищ. JAWA пошли иным путем, придав мотоциклу стильный и изящный вид, скрывая декоративными деталями основные агрегаты мотоцикла.

Та самая "пружинка" Perak
Та самая "пружинка" Perak

Кстати, что касается названия, то далеко не каждый знает, что «Перак» переводится с чешского языка как «пружинка», что отсылает к подвескам «Явы». По другой версии, «Пераком» звали национального героя, который боролся с немецкими оккупантами, что тоже хорошо сочетается с тайной вокруг разработки этой модели.

Как бы то ни было, по факту JAWA выпускала две модели, которые официально назывались Jawa 250 и Jawa 350, которые между собой отличались только моторами. В дальнейшем, по ходу развития марки, стали меняться индексы, в которых весьма непросто разобраться.

Кивачка получила  длинное седло и необычную раму
Кивачка получила длинное седло и необычную раму

Вскоре «Перак» пережил «рестайлинг» и получил новое название «Кивачка» и индексы 353 (для 250-кубовой версии) и 354 (для 350-кубовой): его особенностями были наличие подвески с маятником и доработка внешнего вида мотоцикла. Моторов было два:, однако дизайн Явы сильно изменился, получив те самые «фишечки», которая компания пронесет через всю свою историю.

Так, например, на «Кивачке» появился каплеобразный топливный бак, удлиненные крылья, характерная форма рамы и изящные хромированные выхлопные трубы. Все это делало мотоциклы компании JAWA желанными среди советских граждан, которые смогли познакомиться с «Явой» только в 1946 году, когда мотоциклы начали проникать на территорию СССР. Официальный же экспорт был налажен только в 1962 году.

Рисунок с "Кивачкой" на почтовой карточке
Рисунок с "Кивачкой" на почтовой карточке

В начале 50-ых годов появились и мопеды чехословацкой компании, которые назывались «Пионер» и «Яветта». Эти 50-кубовые «мини-мотоциклы» стали мечтой многих советских граждан, которые были вынуждены добираться до работы или административных центров издалека. Мопеды JAWA стали настоящим спасением для жителей небольших городков, ведь «Пионер» и «Яветта» были легкими, быстрыми и удивительно красивыми.

Мопеды чехословацкой компании были поистине прорывными для своих лет: будучи конкурентом «Карпат», JAWA превосходила их во всем. У «Яв» были лучше подвески, динамичнее двигатель и, конечно же, интереснее внешний вид. Однако основной недостаток всех «Яв» - стоимость, которая была ощутимо выше своих «неимпортных» аналогов.

В 1964 году JAWA переехала на новый завод в городе Тынец-над-Сазавоу, где начались разработки новых моделей, которые стали легендами советского рынка. Так появились модели Jawa 559 (на 250 кубиков) и Jawa 360 (на 350 кубов), которые опять-таки отличались только объемами моторов. На постсоветском пространстве Jawa 360 больше известна как «старушка» и считается одним из самых красивых мотоциклов своей эпохи.

Это и неудивительно, ведь «старушка» отличалась обилием хрома, характерной фарой, кожух от которой тянулся на весь руль. Были у этой модели и модификации с коляской, которая позволяла использовать «Яву» в качестве «семейного мотоцикла» для совместных поездок. Словом, «старушка» пришлась по нраву всему Советскому союзу.

Реставрация, на которую любо дорого посмотреть
Реставрация, на которую любо дорого посмотреть

Кстати, почему «старушка»? Это название «приклеилось» к данному поколению, после того как начались поставки новой модели с индексом 634 в 1973 году. К слову, про новую модель: начиная с нее пропала «младшая» версия с 250-кубовым мотором: теперь все «Явы» были 350-кубовыми. Занятный факт: Jawa 634 – последняя модель, которую окрашивали в фирменный вишнёвый цвет. Хотя, кстати, на всех рынках кроме советского «Явы» были доступны во всех возможных цветах, а у нас – только вишнёвые.

Мотор, кстати, за годы эволюции подрос с 9 сил (на «Пераке») до 19 сил на 634 модели! Все это стало возможным благодаря работе инженеров чехославацкого завода, которые заботились не только о внешнем виде мотоцикла, но и о его ездовых качествах. К слову, качество сборки у «Яв» было легендарным: импортные мотоциклы действительно не ломались, в отличии от «земляков».

Jawa 634 - переходная модель к новым Явам
Jawa 634 - переходная модель к новым Явам

В 1984 году JAWA решили полностью переработать свой мотоцикл и представили миру Jawa 638, которая разительно отличалась от всех своих предшественниц, как внешне, так и внутренне. Так, например, на 638 модели появился совершенно новый (а не многократно усовершенствованный) двигатель с алюминиевым блоком с запресованными в него чугунными гильзами. Это было прорывной технологией в мотостроительстве, поскольку подобное ранее практиковали только в автомобильном двигателестроении.

Новый двигатель был значительно легче предыдущего и выдавал 23 лошадиные силы с 350 кубиков. Невероятным прорывом стало также появление 12-вольтовой бортовой сети, питавшей все приборы мотоцикла. Но самое главное, это, конечно, внешний вид. Новая «Ява» перестала быть похожей на всех своих предшественниц, стала менее блестящей и хромированной, зато теперь стала максимально соответствовать своему времени.

Jawa 638 последняя "тру" Ява
Jawa 638 последняя "тру" Ява

Упадок и возрождение

В 1991 году распался Советский союз и компания JAWA потеряла свой основной рынок, на который приходилось порядка 90% произведенных мотоциклов. В 1993 году Чехословакия тоже перестала существовать, и завод JAWA теперь стал полностью чешским. Долгое время завод был на грани банкротства и закрытия, но в 2003 году компания решила предпринять последний шанс спасти себя и представила миру новую модель.

Jawa 650 Classic – тяжелый мотоцикл с крупным (для «Явы») мотором в 650 кубических сантиметров. Это была некая попытка в неоклассику, на фоне набирающих популярность футуристичных японских мотоциклов, которые все больше завоевывали мировой рынок. Закономерно тяжелая «Ява» оказалась никому не нужна, поскольку вокруг было огромное количество более дешевой и прогрессивной техники, преимущественно из Японии.

Jawa 650 Classic - классика от классики
Jawa 650 Classic - классика от классики

Собственно, на этом можно и закончить историю «той самой» JAWA, потому что на чешском заводе больше мотоциклы уже не делаются. В 2016 году индийская компания Classic Legends, которая входит в состав Mahindra Group, выкупила у JAWA права на использование марки, и через два года представили сразу три модели новой «Явы», а к сегодняшнему моменту их уже насчитывается шесть.

Самое интересное – что «воскрешение» получили классические модели – «Перак», «Кивачка» и «старушка». Мотоциклы получились на редкость удачными, потому что индийцы не стали «городить огород» и просто сделали все «по инструкции», добавив только функциональных преимуществ. Новые «Явы» получили четырехтактные двигатели с водяным охлаждением, электрический стартер (не на всех), комфортабельные подвески и прочие мелкие «фишечки», без которых сложно представить себе мотоцикл в 21 веке.

Опытный глаз сразу заметит подделку, но все равно выглядит неплохо
Опытный глаз сразу заметит подделку, но все равно выглядит неплохо

Вместо итога

Позволю себе некую вольность от автора. Я очень люблю и много пишу про технику, в особенности про мотоциклы. В моем сердце советская техника занимает особое место из-за своей самобытности и «атмосферности», а потому я очень трепетно отношусь к любым «глумлением» над техникой из прошлого.

Многие читатели наверняка уже знакомы со статьей про мотоциклы ИЖ, где я писал о том, что я против «воскрешения» Ижевского завода и производством на нем перелицованных японских мотоциклов. В моем понимании с советской техникой нужно как с покойниками: или хорошо, или никак. К примеру новости о «возрождении» АЗЛК делает мне почти что физически больно.

К новому "Пераку" тоже сложно придраться
К новому "Пераку" тоже сложно придраться

Так вот, мое личное отношение к новой «Яве» двойственное: с одной стороны это уже не «тру». А с другой – почти все осталось как прежде, лишь добавилось немного больше комфорта для водителей. Я бы действительно хотел повладеть новой индийской «Явой» и сравнить с мотоциклом из моего детства. Так что я скорее рад «возрождению» JAWA, хотя бы в таком виде. Индийцы хорошо постарались и вроде как ничего особо не испортили, а те, кто хотят ретро технику без «ретро проблем» могут получить красивую игрушку.

Жду ваших комментариев по поводу того, нравится ли вам новая «Ява» и было бы вам интересно повладеть такой? А может у вас в молодости такая была? Делитесь в комментариях, очень интересно почитать живые истории владельцев :)

Вам понравится:

Мотоциклы ИЖ: воскрешение не удалось
Major Moto26 мая 2022
Мотоциклы Минск. Что было и что будет?
Major Moto13 мая 2022
Какие мотоциклы российского производства можно купить сейчас?
Major Moto28 марта 2022

#moto #jawa #ussr #motorcycle #мото #авто #мотоцикл #ява #ссср #мототехника

Авто
268,3 тыс интересуются