В нашем блоге мы пишем про разные мотоциклы: обсуждаем новинки и хорошо знакомые классики, спорим про новых китайцев и рассуждаем о своих первых мотоциклах. Но и еще мы периодически затрагиваем вопрос советского мотопрома, который так знаком каждому из нас!
Сегодняшний материал мы хотим посвятить одному из самых знаменитых мотоциклетных брендов, который будоражил умы советских мотолюбителей и навсегда остался теплым следом в сердцах тех, кто начинал свой путь с Явы.
Да, сегодня поговорим про ту самую Яву: расскажем историю, вспомним самые интересные модели и, конечно же, обсудим перерождение бренда. Забегая вперед, хочу сказать, что я лично (как автор) сугубо против «воскрешения» советских марок техники, однако в случае с Явой получилось, не так плохо, как могло бы быть. Впрочем, начнем с самого начала!
В одном чешском городке…
Та самая Jawa появилась в 1929 году в, тогда еще, Чехословацкой столице, Праге. Предприниматель Франтишек Янечик приобрел мотоциклетное подразделение немецкой компании Wanderer. Отсюда, кстати, появилось и название: были объединены первые буквы имени владельца Ja neček и купленной компании Wa nderer.
Базой для первых моделей JAWA стали лицензионные копии самих мотоциклов Wanderer, однако не успела Чехословацкая компания начать разрабатывать полностью свои мотоциклы (JAWA 175 не в счет), как началась Вторая мировая война и в Праге стало не до мотоциклов. Все предприятия были переоборудованы под выпуск военной техники, а разрабатывать что-то гражданское было строго запрещено.
Однако как можно запретить творить? Несмотря на все запреты, инженеры JAWA продолжали работу над моделью «Perak» и уже в конце войны представили первый прототип с 250-кубовым мотором. Мотоцикл получился инновационным для своего времени, поскольку имел автоматически отключаемое сцепление и переднюю телескопическую вилку. Для начала 40-ых – потрясающий результат!
Интересен был и внешний вид Явы: он сильно отличался от того, как строили мотоциклы в те годы. Большинство производителей ставили во главу угла функционал и мало обращали внимание на внешний вид своих детищ. JAWA пошли иным путем, придав мотоциклу стильный и изящный вид, скрывая декоративными деталями основные агрегаты мотоцикла.
Кстати, что касается названия, то далеко не каждый знает, что «Перак» переводится с чешского языка как «пружинка», что отсылает к подвескам «Явы». По другой версии, «Пераком» звали национального героя, который боролся с немецкими оккупантами, что тоже хорошо сочетается с тайной вокруг разработки этой модели.
Как бы то ни было, по факту JAWA выпускала две модели, которые официально назывались Jawa 250 и Jawa 350, которые между собой отличались только моторами. В дальнейшем, по ходу развития марки, стали меняться индексы, в которых весьма непросто разобраться.
Вскоре «Перак» пережил «рестайлинг» и получил новое название «Кивачка» и индексы 353 (для 250-кубовой версии) и 354 (для 350-кубовой): его особенностями были наличие подвески с маятником и доработка внешнего вида мотоцикла. Моторов было два:, однако дизайн Явы сильно изменился, получив те самые «фишечки», которая компания пронесет через всю свою историю.
Так, например, на «Кивачке» появился каплеобразный топливный бак, удлиненные крылья, характерная форма рамы и изящные хромированные выхлопные трубы. Все это делало мотоциклы компании JAWA желанными среди советских граждан, которые смогли познакомиться с «Явой» только в 1946 году, когда мотоциклы начали проникать на территорию СССР. Официальный же экспорт был налажен только в 1962 году.
В начале 50-ых годов появились и мопеды чехословацкой компании, которые назывались «Пионер» и «Яветта». Эти 50-кубовые «мини-мотоциклы» стали мечтой многих советских граждан, которые были вынуждены добираться до работы или административных центров издалека. Мопеды JAWA стали настоящим спасением для жителей небольших городков, ведь «Пионер» и «Яветта» были легкими, быстрыми и удивительно красивыми.
Мопеды чехословацкой компании были поистине прорывными для своих лет: будучи конкурентом «Карпат», JAWA превосходила их во всем. У «Яв» были лучше подвески, динамичнее двигатель и, конечно же, интереснее внешний вид. Однако основной недостаток всех «Яв» - стоимость, которая была ощутимо выше своих «неимпортных» аналогов.
В 1964 году JAWA переехала на новый завод в городе Тынец-над-Сазавоу, где начались разработки новых моделей, которые стали легендами советского рынка. Так появились модели Jawa 559 (на 250 кубиков) и Jawa 360 (на 350 кубов), которые опять-таки отличались только объемами моторов. На постсоветском пространстве Jawa 360 больше известна как «старушка» и считается одним из самых красивых мотоциклов своей эпохи.
Это и неудивительно, ведь «старушка» отличалась обилием хрома, характерной фарой, кожух от которой тянулся на весь руль. Были у этой модели и модификации с коляской, которая позволяла использовать «Яву» в качестве «семейного мотоцикла» для совместных поездок. Словом, «старушка» пришлась по нраву всему Советскому союзу.
Кстати, почему «старушка»? Это название «приклеилось» к данному поколению, после того как начались поставки новой модели с индексом 634 в 1973 году. К слову, про новую модель: начиная с нее пропала «младшая» версия с 250-кубовым мотором: теперь все «Явы» были 350-кубовыми. Занятный факт: Jawa 634 – последняя модель, которую окрашивали в фирменный вишнёвый цвет. Хотя, кстати, на всех рынках кроме советского «Явы» были доступны во всех возможных цветах, а у нас – только вишнёвые.
Мотор, кстати, за годы эволюции подрос с 9 сил (на «Пераке») до 19 сил на 634 модели! Все это стало возможным благодаря работе инженеров чехославацкого завода, которые заботились не только о внешнем виде мотоцикла, но и о его ездовых качествах. К слову, качество сборки у «Яв» было легендарным: импортные мотоциклы действительно не ломались, в отличии от «земляков».
В 1984 году JAWA решили полностью переработать свой мотоцикл и представили миру Jawa 638, которая разительно отличалась от всех своих предшественниц, как внешне, так и внутренне. Так, например, на 638 модели появился совершенно новый (а не многократно усовершенствованный) двигатель с алюминиевым блоком с запресованными в него чугунными гильзами. Это было прорывной технологией в мотостроительстве, поскольку подобное ранее практиковали только в автомобильном двигателестроении.
Новый двигатель был значительно легче предыдущего и выдавал 23 лошадиные силы с 350 кубиков. Невероятным прорывом стало также появление 12-вольтовой бортовой сети, питавшей все приборы мотоцикла. Но самое главное, это, конечно, внешний вид. Новая «Ява» перестала быть похожей на всех своих предшественниц, стала менее блестящей и хромированной, зато теперь стала максимально соответствовать своему времени.
Упадок и возрождение
В 1991 году распался Советский союз и компания JAWA потеряла свой основной рынок, на который приходилось порядка 90% произведенных мотоциклов. В 1993 году Чехословакия тоже перестала существовать, и завод JAWA теперь стал полностью чешским. Долгое время завод был на грани банкротства и закрытия, но в 2003 году компания решила предпринять последний шанс спасти себя и представила миру новую модель.
Jawa 650 Classic – тяжелый мотоцикл с крупным (для «Явы») мотором в 650 кубических сантиметров. Это была некая попытка в неоклассику, на фоне набирающих популярность футуристичных японских мотоциклов, которые все больше завоевывали мировой рынок. Закономерно тяжелая «Ява» оказалась никому не нужна, поскольку вокруг было огромное количество более дешевой и прогрессивной техники, преимущественно из Японии.
Собственно, на этом можно и закончить историю «той самой» JAWA, потому что на чешском заводе больше мотоциклы уже не делаются. В 2016 году индийская компания Classic Legends, которая входит в состав Mahindra Group, выкупила у JAWA права на использование марки, и через два года представили сразу три модели новой «Явы», а к сегодняшнему моменту их уже насчитывается шесть.
Самое интересное – что «воскрешение» получили классические модели – «Перак», «Кивачка» и «старушка». Мотоциклы получились на редкость удачными, потому что индийцы не стали «городить огород» и просто сделали все «по инструкции», добавив только функциональных преимуществ. Новые «Явы» получили четырехтактные двигатели с водяным охлаждением, электрический стартер (не на всех), комфортабельные подвески и прочие мелкие «фишечки», без которых сложно представить себе мотоцикл в 21 веке.
Вместо итога
Позволю себе некую вольность от автора. Я очень люблю и много пишу про технику, в особенности про мотоциклы. В моем сердце советская техника занимает особое место из-за своей самобытности и «атмосферности», а потому я очень трепетно отношусь к любым «глумлением» над техникой из прошлого.
Многие читатели наверняка уже знакомы со статьей про мотоциклы ИЖ, где я писал о том, что я против «воскрешения» Ижевского завода и производством на нем перелицованных японских мотоциклов. В моем понимании с советской техникой нужно как с покойниками: или хорошо, или никак. К примеру новости о «возрождении» АЗЛК делает мне почти что физически больно.
Так вот, мое личное отношение к новой «Яве» двойственное: с одной стороны это уже не «тру». А с другой – почти все осталось как прежде, лишь добавилось немного больше комфорта для водителей. Я бы действительно хотел повладеть новой индийской «Явой» и сравнить с мотоциклом из моего детства. Так что я скорее рад «возрождению» JAWA, хотя бы в таком виде. Индийцы хорошо постарались и вроде как ничего особо не испортили, а те, кто хотят ретро технику без «ретро проблем» могут получить красивую игрушку.
Жду ваших комментариев по поводу того, нравится ли вам новая «Ява» и было бы вам интересно повладеть такой? А может у вас в молодости такая была? Делитесь в комментариях, очень интересно почитать живые истории владельцев :)
Вам понравится:
#moto #jawa #ussr #motorcycle #мото #авто #мотоцикл #ява #ссср #мототехника