Хасеки Хюррем-султан неплохо разбиралась в людях. Вернее, как часто говорят: была великолепным психологом. Чаще всего ей приписывают интуитивное понимание закономерностей взаимодействия отдельных индивидуумов с окружающим миром и другими людьми. Но мне кажется, знания психологии Хюррем были приобретены практическим путём. Причём, упражнения в них начались еще в раннем детстве. (Кстати, я Хюррем хорошим психологом не считаю, ниже поясню почему).
В сериале хасеки официально представлена, как дочь священника. Поповна, как сказали бы у нас. В отличие от мусульманской культуры, в христианстве женщина хотя и должна помалкивать, но обладала большими свободами и правами. В частности, могла открыто общаться с другими членами общества, выходить из дома без сопровождения мужчин, с оговорками, но все же участвовать в общественной жизни.
У маленькой поповны Александры жизнь и вовсе проходила на виду всей деревни, поскольку жизнь священника и его семьи испокон веков — достояние прихода. У такого положения дел есть как минусы, так и плюсы. Про первые и так все понятно, поэтому остановимся подробнее на положительных сторонах.
С самого детства дети публичных людей, к которым относятся и представителя священства, находятся среди общества и наблюдают за отношениями в его кругу. И к отцу, и к матери Хюррем нередко обращались по разным вопросам. Поскольку священик в деревне был влиятельным лицом, наверняка заискивали, льстили, хотели казаться лучше, чем есть. Вполне вероятно, что позже маленькая Шурочка становилась свидетельницей внезапных перемен в знакомых: например, когда благочестивые матроны устраивали скандалы на рынке, не заметив поблизости попадью с дочкой.
Семья Александры тоже была вынуждена "подстраиваться" под запросы окружающих, максимально соответствовать положительному образу, служить примером для подражания. Это очень сложно, но прихожан (а там фактически вся деревня была приходом), мало волнует, что священник — это тоже человек, как и его близкие. Никаких, даже малейших слабостей, батюшка себе позволить не может, также как и его домочадцы! Поэтому детей с малых лет учили "держать лицо": вести себя определенным образом, формируя положительное мнение о батюшке, как о добром христианине и главе семейства.
И я вовсе не имею в виду, что родители Александры были лицемерами. Просто специфика должности главы семейства многому обязывала. Так что расслабляться никому не позволялось, в детях в том числе воспитывалась ответственность за имидж семьи. Т.е. основы управления репутацией в Хюррем были заложены естественным образом еще в детстве. (Как в Хафсе династийная спесивость).
Помните как во время романтических догонялок с Лукой по лесу, Александра вдруг резко разворачивается в сторону деревни, пояснив, что дочь священника не может опаздывать в храм? Это говорит о том, что юной Хюррем уже было сформировано умение держать чувства в узде и делать не то, что хочется, а то, что правильно и нужно в данный момент.
Усвоила она и многое другое: что людям свойственно судить внешнее: поступки, поведение, наружность, а до внутренних мотивов и причин большинству дела нет. Что люди любят подарки, особенно деньги, Что слабые всегда тянутся к сильным, хотя часто ненавидят их. Что надо уметь держать дистанцию, чтобы не садились на голову. Не бояться брать инициативу в свои руки, потому что большинство людей хочет, чтобы им указывали, что делать. Что люди слабы и управляемы, а правила существует для манипулирования простыми смертными.
Вообще, это трудно объяснить, но когда через твою повседневную жизнь проходит огромное количество людей с многообразием характеров, но общими тенденциями выстраивания основ своего бытия, ты понимаешь законы социума гораздо глубже и полнее. Ты видишь людей такими, какие они есть в своей массе, знаешь наперед что выйдет из той или иной ситуации, потому что уже наблюдал что-то похожее... Мне, как педагогу, это хорошо понятно.
Родители Александры не могли полностью изолировать ее от внешнего мира, даже если бы очень хотели. Девочка росла смышленой, наблюдательной. Уверена, что каким бы пламенным верующим не был ее отец, в общении с прихожанами не обходилось без манипулятивных техник. Их использование неизбежно для человека, находящегося в центре внимания социума. Основываясь на своем опыте, я бы даже сказала, что некоторые виды манипуляций в человеческих взаимоотношениях воспринимаются как норма, а их отсутствие — как нехороший звоночек.
Любовь к священникам в народе всегда была беспощадной, об этом немало ходит шуток среди верующих. Поэтому батюшке приходится хоть как-то защищаться. Но, опять же — публичная личность, не все средства можно применять.
Скорее всего, Хюррем подсмотрела у родителей способы воздействия на чужую волю и отточила эти навыки до совершенства уже в Топкапы. Плюс, не надо забывать, что девочка с малых лет привыкла к публичности: наверняка все жители деревни знали свою маленькую поповну, привечали ее, хвалили, дарила сладости и т.п. Поэтому находясь в центре внимания Хюррем чувствовала себя как рыба в воде и понимала механизмы формирования и поддержания нужного мнения о себе.
Так что знания психологии у нее были вполне себе практические, нечто подобное позже продемонстрирует и Михримах, с которой Хюррем наверняка делилась некоторыми секретами (помните, как она мастерски "легализовала" рейдерский захват покоев Валиде своей матерью или вытребовала покои для Мехмета?)
Почему при всем этом я не считаю Хюррем хорошим психологом? Да потому что интерес к этой самой психологии у нее был чисто шкурный. Выражаясь современным языком, хасеки просто владела технологиями формирования общественного мнения и основами репутационного менеджмента. Проще говоря, была талантливым манипулятором. До внутреннего мира и чувств окружающих ее людей, Хюррем было мало дела. Хороший же психолог — это не тот, кто пользуется знанием психологических особенностей того или иного человека в корыстных целях, но профессионально помогает ему достичь внутреннего совершенства и гармонии. Согласитесь, это вовсе не про Хюррем.
Поэтому я бы ограничилась словами, что хасеки прекрасно разбиралась в человеческой психологии, чем умело пользовалась. Также как и султан Сулейман, и Ибрагим, и Дайе с Сюмбюлем и даже Валиде. Но в отличие от всех их, Хюррем не занимала никаких руководящих должностей, потому-то и удивляла всех своей находчивостью и коварством.
А "коварство" состояло лишь в знании, кто есть люди, чего они хотят и чего боятся. А когда Хюррем составляла мнение об индивидуальных особенностях характера того или иного человека, управлять им ей становилось еще проще. Думаю, этот талант она получила от отца, который, как священник и духовный наставник, должен был во чтобы то ни стало довести человека до определенного духовного уровня. В его случае высокая цель оправдывала любые средства (хотя эти самые средства были вероятнее всего весьма мягкими). Окраска же большинства поступков Хюррем отличается от "заветов" ее отца. Но тут что поделаешь — с волками жить, по-волчьи выть.
P.S. Дописала статью и поняла, что историческая Хюррем с большой долей вероятности все же была именно поповной. Любовь к знаниям — очень редкое и специфичное явление во времена Средневековья. А ведь реальная хасеки почти не выходила из библиотеки! Прокаченные учебные навыки просто так, ниоткуда взяться не могут, это я говорю как педагог со стажем. Если отец Хюррем был священником, значит, был образованным человеком и вполне мог обучить дочь грамоте и привить ей любовь к умственной деятельности.