Найти тему
Econs.online

Экономическая сила международного имиджа

То, как страну воспринимают на мировой арене, – один из факторов, от которого зависит ее благосостояние. Имидж страны влияет на ее экспортные доходы, воздействуя через механизм потребительских предпочтений, выяснили экономисты.

Фотография: Visum | PhotoXPress
Фотография: Visum | PhotoXPress

Способность страны формировать у других предпочтения в ее пользу за счет ее привлекательности называют «мягкой силой». Если «жесткая сила» основывается преимущественно на военной и экономической мощи, то «мягкая сила» не предполагает какого-либо принуждения или платы за лояльность и возникает, как правило, из привлекательности таких нематериальных активов, как культура, политика и ценности.

Например, с середины 2000-х гг. влияние на мир Ирана и Северной Кореи оценивается в основном отрицательно, а Канады и Германии – в основном положительно.

От своей «мягкой силы» страны могут получать прямую экономическую выгоду – страны с более привлекательным имиджем экспортируют при прочих равных больше товаров.

Как работает имидж

Принимая решение о покупке тех или иных товаров, потребители руководствуются многими причинами, среди которых – страна происхождения товара. Сведения о стране происхождения могут влиять на потребителей и их решения по нескольким каналам:

  • когнитивный: информация о стране происхождения товара может использоваться как сигнал об определенных характеристиках этого товара – например, его надежности или, наоборот, низком качестве;
  • эмоциональный: страна происхождения товара может иметь символическое и эмоциональное значение для потребителей;
  • нормативный: информация о стране-производителе может выступать как фактор, заставляющий потребителя соблюдать определенные социальные или личные нормы.

К примеру, тот факт, что автомобиль произведен в Японии, может сигнализировать покупателям о его высоком качестве (когнитивный канал). Однако потребители из Китая, даже оценивая японские товары как качественные, могут при этом избегать покупать их, если испытывают сильную неприязнь к Японии из-за прошлого опыта военных конфликтов (эмоциональный канал). Наконец, потребители из США могут высоко оценивать качество японских автомобилей и не иметь отрицательных эмоций по отношению к Японии, но при этом соблюдать норму «покупай американское», действующую в их социальном окружении (нормативный канал).

О влиянии изменения имиджа – читайте по ссылке.