Найти тему

Два советских тракториста

В советское время художники, если хотели официально выставляться и иметь всевозможные пряники от государства, были обязаны в своем творчестве так или иначе отражать героический труд простых тружеников, притом было важно охватить все отрасли народного хозяйства. Разумеется, каждый специализировался на той или иной теме. Например, кто-то писал рабочих, кто-то — колхозников, кто-то сосредотачивался на изображении ученых и вообще интеллигенции. В результате мы имеем сейчас огромное количество картин советского периода, в которых с той или иной долей мастерства изображены представители самых разных профессий.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях

Михаил Хабленко. «Портрет тракториста Саши Кондратова». 1980
Михаил Хабленко. «Портрет тракториста Саши Кондратова». 1980

В жанровом отношении воспевать труд можно было тоже разнообразно. Это могло быть масштабное полотно, показывающее битву за урожай или за перевыполнение плана у мартеновской печи, или портрет простого труженика на его рабочем месте. В этой статье я хочу обратить ваше внимание на двух таких портретах, написанных примерно в одно и то же время и изображающих трактористов. Это не собирательный образ, а именно портреты конкретных людей, о чем сказано и в названии картин.

Саша Кондратов на полотне М. Хабленко — молодой парень в джинсах, белой кепке и красной футболке с надписью что-то там France. На руке — модные часы. Видно, что Саша принарядился к сеансу, что он следит на последними веяниями мировой моды и вообще, наверное, первый парень на деревне. У него простое лицо пацана из русской провинции. Что с ним стало потом, после перестройки? Хотелось бы знать, да как теперь узнаешь...

Владимир Власов. "Портрет тракториста Николая Полеводы".
Владимир Власов. "Портрет тракториста Николая Полеводы".

Другой тракторист — Николай Полевода, смотрит на нас с картины В. Власова. Это уже опытный работник, ему около 40 лет, он одет просто, без претензий на моду. Обычная рабочая одежда. Волевое лицо, лукавый прищур и улыбка выдают в нем человека, знающего себе цену, уверенного в своей нужности. Думаю, так и было. Ведь не зря художник написал его портрет. Обычно портреты писали с передовиков производства. Хорошим работником был, вероятно, Николай Полевода, и колхоз его был, наверное, богатым.

Сейчас ему лет 80, да и жив ли еще этот тракторист, образ которого был запечатлен кистью хорошего художника? Опять-таки, узнать невозможно.

#культура #искусство

Подписывайтесь на мой канал!

Читайте еще здесь:

Четыре удивительных сказочных средства передвижения на картинах Виктора Васнецова

Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был