Невозможно поверить, что это сделано из мрамора! 10 гениальных итальянских скульпторов, которые "лепили" из мрамора, как из теста

1,3K прочитали
В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть. Такое стремление конечно похвально, но, давайте признаемся, когда за день видишь десятки картин и скульптур, взгляд замыливается и перестаешь замечать тонкие детали, в которых и кроется величие настоящих мастеров.

Сегодня я предлагаю вам посмотреть на великие шедевры итальянской скульптуры без спешки. Я вас уверяю - вы будете поражены: сложно поверить, что всё это дело рук человеческих, ведь перед нами мрамор, а не пластилин! Если приглядеться, то на некоторых мраморных скульптурах можно увидеть очень тончайшие детали, текстуру ткани, швы, кружева, венки, оспинки и даже поры на коже!

Двигаемся в хронологическом порядке, от скульптур XVII века к современности.

Джованни Лоренцо Бернини

"Ratto di Proserpina" / "Похищение Прозерпины", 1621-1622 (Галерея Боргезе, Рим)
"Ratto di Proserpina" / "Похищение Прозерпины", 1621-1622 (Галерея Боргезе, Рим)

Одна из самых чувственных мраморных скульптурных групп "Похищение Прозерпины", создана художником итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини по заказу кардинала Боргезе в 1621-1622 годах.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-3

Группа изображает похищение Прозерпины богом Плутоном, которую он хочет унести в подземный мир.

Бернини на момент завершения работы над скульптурой было всего 23 года. В ответ на критические замечания в излишней манерности, молодой Бернини сказал современникам: "Это высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. А то, что античные художники этого не делали, то это, может быть, происходило от того, что у них не хватало духу подчинять своей руке камни, как если бы они были из теста".

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-4

Изваяние трехметровой высоты высечено из цельного куска мрамора. Если внимательно рассмотреть детали, то можно увидеть невероятную реалистичность в анатомических деталях: кудряшки бороды Плутона как будто колышет ветер, а его пальцы впиваются в нежное тело Прозерпины и даже оставляют на коже девушки следы.

Джулиано Финелли

«Мария Барберини», 1626 (Лувр. Париж)
«Мария Барберини», 1626 (Лувр. Париж)

На заре своей карьеры, Джулиано Финелли был подмастерьем у самого Бернини.

Но скульптор в чём-то даже обошел своего учителя: ему удавалось передать в твердой мраморной глыбе все тонкости одеяний того времени: нежность атласных тканей, утонченную красоту ажурных кружев, филигранность украшений и кулонов.

Бюст «Мария Капраника» (Bust of Maria Cerri Capranica),1637 (Музей Гетти, Калифорния)
Бюст «Мария Капраника» (Bust of Maria Cerri Capranica),1637 (Музей Гетти, Калифорния)
"Портрет принца Микеле Дамаскени-Перетти". (Боде музей, Берлин), «Кардинал Шипионе Боргезе», 1632 (Метрополитен-музей , Нью-Йорк)
"Портрет принца Микеле Дамаскени-Перетти". (Боде музей, Берлин), «Кардинал Шипионе Боргезе», 1632 (Метрополитен-музей , Нью-Йорк)

Творения неаполитанского скульптора даже четыре века спустя, заставляют зрителей с замиранием сердца вглядываться в мельчайшие детали портрета, кружевные воротники, оборки, небрежно застегнутые пуговицы.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-8

До сих пор остается великой загадкой: как можно было в XVII веке так ювелирно творить мраморные произведения, когда основным инструментом скульпторов были лишь молоток и зубило.

Фpaнчecкo Keйpoлo

"Il Disinganno" /"Разочарование", 1752–1759 (Капелла Сан-Северо, Неаполь)
"Il Disinganno" /"Разочарование", 1752–1759 (Капелла Сан-Северо, Неаполь)

Капелла Сан-Северо («Cappella Sansevero»), часовня в историческом центре Неаполя, является без преувеличения одним из самых впечатляющих мест на Земле. Здесь вы увидите скульптуры удивительной красоты, многие из которых являются шедеврами итальянских художников XVIII века.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-10

Одна из скульптур, на мой взгляд, находится за гранью человеческих возможностей: это «Il Disinganno» («Разочарование» или «Избавление от чар»), шедевр генуэзского художника Франческо Кейроло (Francesco Queirolo).

Скульптура полностью выполнена из мрамора: мастер трудился над ней более 7 лет.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-11

Особое восхищение вызывает рыболовная сеть, тоже выполненная из чистого мрамора. Скульпторы на протяжении нескольких веков не могут разгадать секрет работы мастера и не берутся создать что-то похожее - кажется, что это невозможно.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-12
В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-13

Конечно, помимо сверхсложного исполнения, скульптура в первую очередь несёт богатую и сложную символику: чeлoвeк разочаровался в своей никчёмной жизни и пытaeтcя ocвoбoдитьcя из пут oбмaнa и иcкушeния, и встать на путь истинный, нo этo нe пpocтo. Ангeл, пoмoгaeт тoму cбpocить тяжелую ceть, и укaзывaет нa шap у eгo нoг, cимвoл миpcкиx cтpacтeй. Ho этo eщe и зeмнoй шap, нaш миp, пoдлe кoтopoгo лeжит Библия, открытая на иcтopии oб Ииcуce, вoccтaнaвливaющeм зpeниe cлeпым, что несомненно уcиливaeт знaчeниe aллeгopии.


Антонио Коррадини

"Pudizia" / "Скромность", 1750 (Капелла Сан-Северо, Неаполь)
"Pudizia" / "Скромность", 1750 (Капелла Сан-Северо, Неаполь)

В этой же капелле можно увидеть и одну из самых знаменитых скульптур с "эффектом вуали", созданную Антонио Коррадини.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-15

Работа представляет собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной жизни - умершей вскоре после родов.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-16

Скульптура представляет собой фигуру женщины, с головы до ног облаченную в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, сквозь которую просвечивают очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества Коррадини, родоначальника "эффекта вуали".

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-17

Автор создал еще несколько работ с "вуалью", в том числе одну из них можно увидеть в России: скульптуру "Вера" (или "Дама под вуалью"), приобретенную Петром Первым.

"Дама под вуалью", Петергоф
"Дама под вуалью", Петергоф

Изначально скульптура была исполнена в полный рост, и до конца XVIII века выставлена в Летнем саду Петербурга.  Позже сильно пострадала при пожаре, и теперь выставляется только бюст, его можно увидеть в Петергофе.

Джузеппе Санмартино

"Cristo velato"/ "Христос под плащаницей". 1753 (Капелла Сан-Северо, Неаполь)
"Cristo velato"/ "Христос под плащаницей". 1753 (Капелла Сан-Северо, Неаполь)

Эффект вуали настолько впечатлял современников Коррадини, что князь Раймондо заказал ему ещё одну работу для Капеллы Сан-Северо: «Христос под плащаницей». Но приступив к выполнению заказа, Коррадини успел создать лишь глиняный макет скульптуры, в возрасте 64 лет художник скоропостижно скончался.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-20

Тем не менее, эта трагическая ситуация открыла миру еще одного талантливого скульптора, тоже из Неаполя – молодого и доселе неизвестного Джузеппе Санмартино, которому было доверено воплотить в мраморе замысел великого Антонио Коррадини.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-21

Эта скульптура стала венцом творения Санмартино.

Плащаница полностью покрывает, но не скрывает Тело Христа, только что снятое с креста. Можно видеть пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-22

Санмартино одновременно подчёркивает величие Христа и его добровольное уподобление смертному человеку. Рядом с телом лежат орудия его страстей — терновый венец, клещи, гвозди, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей.

Рафаэль Монти

"Veiled Vestal" / "Весталка под вуалью", 1847 г. (Чатсуорт Хаус, Англия)
"Veiled Vestal" / "Весталка под вуалью", 1847 г. (Чатсуорт Хаус, Англия)

После Санмартино около века никто из скульпторов не обращался к "мраморной вуали". И лишь в XIX в. появились художники, которые снова явили миру скульптуры в эффектной сложной технике.

Самым знаменитым художником XIX века, который сумел раскрыть красоту "мраморной вуали" считают Рафаэля Монти. Итальянец по происхождению, Монти в основном жил и работал в Англии.

Рафаэль Монти создал несколько уникальных скульптур девушек под вуалью.

Самая первая скульптура, с которой началась широкая популярность Монти: "Весталка под вуалью" (1847).

Оригинал скульптуры "Весталка под вуалью" можно увидеть в фильме "Гордость и Предубеждение" 2005 г.
Оригинал скульптуры "Весталка под вуалью" можно увидеть в фильме "Гордость и Предубеждение" 2005 г.

Также прекрасны и другие весталки из мрамора:

"Женщина под вуалью" («The Veiled Woman»), 1854 (The Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке, США)
"Женщина под вуалью" («The Veiled Woman»), 1854 (The Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке, США)
«Весталка», 1860 (Миннеаполисский институт Искусств США)
«Весталка», 1860 (Миннеаполисский институт Искусств США)
«Сон скорби и радость мечты», 1861 (Музей Виктории и Альберта, Лондон)
«Сон скорби и радость мечты», 1861 (Музей Виктории и Альберта, Лондон)

А эта весталка по ошибке часто причисляется к "мраморным" работам Монти, хотя на самом деле подобные весталки выпускались в разные годы, начиная с 1861, компанией Copeland, вдохновленной работами Монти. Сделана из бисквитного (парианского) фарфора, который прекрасно имитирует мрамор:

"Невеста под вуалью", 1873 (Музей Фицуильяма, Кембридж)
"Невеста под вуалью", 1873 (Музей Фицуильяма, Кембридж)
Бюст "Невеста", основанный на работе Монти и отлитый из парианского фарфора фирмой Copeland, стал одним из самых популярных когда-либо созданных бюстов из парианского фарфора
Бюст "Невеста", основанный на работе Монти и отлитый из парианского фарфора фирмой Copeland, стал одним из самых популярных когда-либо созданных бюстов из парианского фарфора

Вуали Монти кажутся почти невесомыми, будто довольно слабого ветерка, чтоб они затрепетали. Так и хочется подуть на завесу, увидеть, как она движется.

Этот особенно реалистичный эффект был достигнут с помощью двухслойного мрамора, слои у него с разной плотностью. Верхний слой имеет меньшую плотность в сравнении с нижним. Тончайшая обработка верхнего слоя позволяла мастеру создавать эффект прозрачности вуали. Уникально то, что вся работа по обработке этого мрамора производилась мастером вручную, без применения автоматизированных технологий.
Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.

Джованни Мария Бенцони

"Rebecca velata" / "Ребекка под вуалью", 1864 (Музей искусств Атланты, США)
"Rebecca velata" / "Ребекка под вуалью", 1864 (Музей искусств Атланты, США)

Итальянский скульптор Джованни Мария Бенцони прославился тем, что помимо "эффекта вуали" был мастером создания иллюзии, что камень - это ткань, прилипающая к телу, что требовало высокого уровня мастерства. Каждая складка одежды выполнена очень скрупулезно, создавая удивительный эффект ее многослойности.

Джованни Страцца

"Дева Мария", 1850-е (Сент-Джонс, Ньюфаундленд)
"Дева Мария", 1850-е (Сент-Джонс, Ньюфаундленд)

Еще один великий чувственный шедевр в технике "мраморной вуали" принадлежит скульптору Джованни Страцца - это "Дева Мария", созданная в Риме в 1850-х годах. Также как и Бенцони, мастер преуспел в создании скульптур с эффектом мокрой вуали.

Как говорят некоторые источники, первая работа была сделана на заказ для графа Строганова. Работа была настолько удачна, что позднее автор сделал 24 реплики. Тем не менее, на данный момент мы располагаем сведениями о местонахождении только одной "Девы" - её можно увидеть в Базилике Святого Иоанна Крестителя в Сент-Джонсе, Канада.

Квинтиллиан Корбеллини

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-32

В Зимнем саду Воронцовского дворца в Алупке (Крым) можно найти удивительную мраморную скульптуру авторства миланского художника Квинтиллиана Корбеллини - "Маленькая девочка" (ок.1875).

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-33

О скульпторе известно очень мало, только то, что творил он в Милане, во второй половине XIX века и оставил после себя не так много работ.

На руке можно заметить оспинку, а на платье швы и микро-помятости
На руке можно заметить оспинку, а на платье швы и микро-помятости

Но зато каких! К примеру, "Маленькая девочка" - это настоящий шедевр! Издалека скульптура производит впечатление просто милой и приятной. Но стоит подойти поближе, как вашему взору открываются десятки интересных деталей: мелкий узор на кружевах одежды, помятость ткани, маленькая оспинка на руке ниже локтя, швы на платье, морщинки под коленями, живые глаза. Просто невероятная детализация.

Яго Якопо Кардильо

"Папа Бенедикт XVI", 2009
"Папа Бенедикт XVI", 2009

Очень часто от скептиков можно услышать, что великие мастера и их шедевры - это дела давно ушедших дней.

На самом деле, в Италии сейчас живет и творит наш с вами современник, которого называют не иначе, как новый Микеланджело.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-36

Яго Якопо Кардильо (Jago Jacopo Cardillo) - скульптор-самоучка.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-37

Впервые о таланте Кардильо заговорили в 2009 году, когда 22-летний скульптор представил на суд зрителей скульптуру папы Бенедикта XVI. А спустя три года, в 2012, Яго удостоился своей первой персональной выставки.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-38

Как и в случае с великими мастерами прошлого, мрамор в руках Кардильо становится податлив как глина, а результат работы настолько реалистичен, что в его рукотворность сложно поверить.

В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть.-39

Кстати, сейчас в Риме до 3 июля 2022 в Палаццо Бонапарте проходит его персональная выставка.

Конечно здесь я перечислила не всех великих итальянских скульпторов, а только тех, которые в своё время перевернули мой мир и взгляд на искусство мраморной скульптуры. Пишите в комментариях своих любимых итальянских художников или свои любимые работы. Ci vediamo!