В Италии слишком много красоты. И обычно турист, располагая небольшим количеством времени, мечется между десятков музеев, храмов, дворцов, чтобы максимально всё охватить и успеть. Такое стремление конечно похвально, но, давайте признаемся, когда за день видишь десятки картин и скульптур, взгляд замыливается и перестаешь замечать тонкие детали, в которых и кроется величие настоящих мастеров.
Сегодня я предлагаю вам посмотреть на великие шедевры итальянской скульптуры без спешки. Я вас уверяю - вы будете поражены: сложно поверить, что всё это дело рук человеческих, ведь перед нами мрамор, а не пластилин! Если приглядеться, то на некоторых мраморных скульптурах можно увидеть очень тончайшие детали, текстуру ткани, швы, кружева, венки, оспинки и даже поры на коже!
Двигаемся в хронологическом порядке, от скульптур XVII века к современности.
Джованни Лоренцо Бернини
Одна из самых чувственных мраморных скульптурных групп "Похищение Прозерпины", создана художником итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини по заказу кардинала Боргезе в 1621-1622 годах.
Группа изображает похищение Прозерпины богом Плутоном, которую он хочет унести в подземный мир.
Бернини на момент завершения работы над скульптурой было всего 23 года. В ответ на критические замечания в излишней манерности, молодой Бернини сказал современникам: "Это высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью. А то, что античные художники этого не делали, то это, может быть, происходило от того, что у них не хватало духу подчинять своей руке камни, как если бы они были из теста".
Изваяние трехметровой высоты высечено из цельного куска мрамора. Если внимательно рассмотреть детали, то можно увидеть невероятную реалистичность в анатомических деталях: кудряшки бороды Плутона как будто колышет ветер, а его пальцы впиваются в нежное тело Прозерпины и даже оставляют на коже девушки следы.
Джулиано Финелли
На заре своей карьеры, Джулиано Финелли был подмастерьем у самого Бернини.
Но скульптор в чём-то даже обошел своего учителя: ему удавалось передать в твердой мраморной глыбе все тонкости одеяний того времени: нежность атласных тканей, утонченную красоту ажурных кружев, филигранность украшений и кулонов.
Творения неаполитанского скульптора даже четыре века спустя, заставляют зрителей с замиранием сердца вглядываться в мельчайшие детали портрета, кружевные воротники, оборки, небрежно застегнутые пуговицы.
До сих пор остается великой загадкой: как можно было в XVII веке так ювелирно творить мраморные произведения, когда основным инструментом скульпторов были лишь молоток и зубило.
Фpaнчecкo Keйpoлo
Капелла Сан-Северо («Cappella Sansevero»), часовня в историческом центре Неаполя, является без преувеличения одним из самых впечатляющих мест на Земле. Здесь вы увидите скульптуры удивительной красоты, многие из которых являются шедеврами итальянских художников XVIII века.
Одна из скульптур, на мой взгляд, находится за гранью человеческих возможностей: это «Il Disinganno» («Разочарование» или «Избавление от чар»), шедевр генуэзского художника Франческо Кейроло (Francesco Queirolo).
Скульптура полностью выполнена из мрамора: мастер трудился над ней более 7 лет.
Особое восхищение вызывает рыболовная сеть, тоже выполненная из чистого мрамора. Скульпторы на протяжении нескольких веков не могут разгадать секрет работы мастера и не берутся создать что-то похожее - кажется, что это невозможно.
Конечно, помимо сверхсложного исполнения, скульптура в первую очередь несёт богатую и сложную символику: чeлoвeк разочаровался в своей никчёмной жизни и пытaeтcя ocвoбoдитьcя из пут oбмaнa и иcкушeния, и встать на путь истинный, нo этo нe пpocтo. Ангeл, пoмoгaeт тoму cбpocить тяжелую ceть, и укaзывaет нa шap у eгo нoг, cимвoл миpcкиx cтpacтeй. Ho этo eщe и зeмнoй шap, нaш миp, пoдлe кoтopoгo лeжит Библия, открытая на иcтopии oб Ииcуce, вoccтaнaвливaющeм зpeниe cлeпым, что несомненно уcиливaeт знaчeниe aллeгopии.
Антонио Коррадини
В этой же капелле можно увидеть и одну из самых знаменитых скульптур с "эффектом вуали", созданную Антонио Коррадини.
Работа представляет собой надгробный памятник матери князя Раймондо, подарившей ему жизнь ценою собственной жизни - умершей вскоре после родов.
Скульптура представляет собой фигуру женщины, с головы до ног облаченную в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, сквозь которую просвечивают очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества Коррадини, родоначальника "эффекта вуали".
Автор создал еще несколько работ с "вуалью", в том числе одну из них можно увидеть в России: скульптуру "Вера" (или "Дама под вуалью"), приобретенную Петром Первым.
Изначально скульптура была исполнена в полный рост, и до конца XVIII века выставлена в Летнем саду Петербурга. Позже сильно пострадала при пожаре, и теперь выставляется только бюст, его можно увидеть в Петергофе.
Джузеппе Санмартино
Эффект вуали настолько впечатлял современников Коррадини, что князь Раймондо заказал ему ещё одну работу для Капеллы Сан-Северо: «Христос под плащаницей». Но приступив к выполнению заказа, Коррадини успел создать лишь глиняный макет скульптуры, в возрасте 64 лет художник скоропостижно скончался.
Тем не менее, эта трагическая ситуация открыла миру еще одного талантливого скульптора, тоже из Неаполя – молодого и доселе неизвестного Джузеппе Санмартино, которому было доверено воплотить в мраморе замысел великого Антонио Коррадини.
Эта скульптура стала венцом творения Санмартино.
Плащаница полностью покрывает, но не скрывает Тело Христа, только что снятое с креста. Можно видеть пронзённые руки и ноги, сведённую последней судорогой грудную клетку, посмертную рану под сердцем, вздувшуюся вену на лбу.
Санмартино одновременно подчёркивает величие Христа и его добровольное уподобление смертному человеку. Рядом с телом лежат орудия его страстей — терновый венец, клещи, гвозди, напоминающие о его исключительных страданиях за всех людей.
Рафаэль Монти
После Санмартино около века никто из скульпторов не обращался к "мраморной вуали". И лишь в XIX в. появились художники, которые снова явили миру скульптуры в эффектной сложной технике.
Самым знаменитым художником XIX века, который сумел раскрыть красоту "мраморной вуали" считают Рафаэля Монти. Итальянец по происхождению, Монти в основном жил и работал в Англии.
Рафаэль Монти создал несколько уникальных скульптур девушек под вуалью.
Самая первая скульптура, с которой началась широкая популярность Монти: "Весталка под вуалью" (1847).
Также прекрасны и другие весталки из мрамора:
А эта весталка по ошибке часто причисляется к "мраморным" работам Монти, хотя на самом деле подобные весталки выпускались в разные годы, начиная с 1861, компанией Copeland, вдохновленной работами Монти. Сделана из бисквитного (парианского) фарфора, который прекрасно имитирует мрамор:
Вуали Монти кажутся почти невесомыми, будто довольно слабого ветерка, чтоб они затрепетали. Так и хочется подуть на завесу, увидеть, как она движется.
Этот особенно реалистичный эффект был достигнут с помощью двухслойного мрамора, слои у него с разной плотностью. Верхний слой имеет меньшую плотность в сравнении с нижним. Тончайшая обработка верхнего слоя позволяла мастеру создавать эффект прозрачности вуали. Уникально то, что вся работа по обработке этого мрамора производилась мастером вручную, без применения автоматизированных технологий.
Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.
Джованни Мария Бенцони
Итальянский скульптор Джованни Мария Бенцони прославился тем, что помимо "эффекта вуали" был мастером создания иллюзии, что камень - это ткань, прилипающая к телу, что требовало высокого уровня мастерства. Каждая складка одежды выполнена очень скрупулезно, создавая удивительный эффект ее многослойности.
Джованни Страцца
Еще один великий чувственный шедевр в технике "мраморной вуали" принадлежит скульптору Джованни Страцца - это "Дева Мария", созданная в Риме в 1850-х годах. Также как и Бенцони, мастер преуспел в создании скульптур с эффектом мокрой вуали.
Как говорят некоторые источники, первая работа была сделана на заказ для графа Строганова. Работа была настолько удачна, что позднее автор сделал 24 реплики. Тем не менее, на данный момент мы располагаем сведениями о местонахождении только одной "Девы" - её можно увидеть в Базилике Святого Иоанна Крестителя в Сент-Джонсе, Канада.
Квинтиллиан Корбеллини
В Зимнем саду Воронцовского дворца в Алупке (Крым) можно найти удивительную мраморную скульптуру авторства миланского художника Квинтиллиана Корбеллини - "Маленькая девочка" (ок.1875).
О скульпторе известно очень мало, только то, что творил он в Милане, во второй половине XIX века и оставил после себя не так много работ.
Но зато каких! К примеру, "Маленькая девочка" - это настоящий шедевр! Издалека скульптура производит впечатление просто милой и приятной. Но стоит подойти поближе, как вашему взору открываются десятки интересных деталей: мелкий узор на кружевах одежды, помятость ткани, маленькая оспинка на руке ниже локтя, швы на платье, морщинки под коленями, живые глаза. Просто невероятная детализация.
Яго Якопо Кардильо
Очень часто от скептиков можно услышать, что великие мастера и их шедевры - это дела давно ушедших дней.
На самом деле, в Италии сейчас живет и творит наш с вами современник, которого называют не иначе, как новый Микеланджело.
Яго Якопо Кардильо (Jago Jacopo Cardillo) - скульптор-самоучка.
Впервые о таланте Кардильо заговорили в 2009 году, когда 22-летний скульптор представил на суд зрителей скульптуру папы Бенедикта XVI. А спустя три года, в 2012, Яго удостоился своей первой персональной выставки.
Как и в случае с великими мастерами прошлого, мрамор в руках Кардильо становится податлив как глина, а результат работы настолько реалистичен, что в его рукотворность сложно поверить.
Кстати, сейчас в Риме до 3 июля 2022 в Палаццо Бонапарте проходит его персональная выставка.
Конечно здесь я перечислила не всех великих итальянских скульпторов, а только тех, которые в своё время перевернули мой мир и взгляд на искусство мраморной скульптуры. Пишите в комментариях своих любимых итальянских художников или свои любимые работы. Ci vediamo!