Чтобы сделать осознанный выбор будущей профессии, каждому подростку предстоит ответить себе на вопросы. На какие и почему это важно разбираемся вместе.
По итогам прохождения этого алгоритма вы поможете старшекласснику сузить поиск и сконцентрироваться на выборе из 5 профессий, а не из 55. Предложите ему/ей ответить на вопросы, а для простоты приводите примеры:
Какие общие критерии при выборе работы для меня важны?
Например:
возможность работать дистанционно в случае переезда
наличие командировок
средний уровень заработной платы
векторы карьерного роста
востребованность на рынке и конкуренция
Выпишите 3 основных критерия и ориентируйтесь на них в первую очередь.
Подать документы в Московский городской открытый колледж можно уже сейчас на сайте.
Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?
Например:
свобода действий и решений, а также ответственность за них
руководящие функции или исполнительские
работа, когда все зависит только от тебя самого или в команде
больше творчества или четкое выполнение инструкций
нормированный или гибкий рабочий график
Определите 3 пункта, которые отзываются более других. Даже в учебной деятельности можно проследить тенденцию к индивидуальной работе, нежели к групповому разделению обязанностей.
В каких областях мне интересно работать?
Например:
к профессиям типа "человек-человек" относятся так называемые помогающие профессии: врач, воспитатель, учитель, тренер, продавец, проводник поезда, официант, юрист, следователь, адвокат и т.д.
тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств: монтажник, сварщик, инженер-конструктор, водитель, крановщик, токарь, швея, механик, программист и т.д.
тип "человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, таблицами, схемами и картами: корректор, переводчик, библиотекарь, экономист, бухгалтер, кассир, чертежник, радист, телефонист и т.д.
к типу "человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием: художник, журналист, модельер, композитор, ювелир, актер, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор.
к типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы: микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, зоотехник, ветеринар и т.д.
Что нравится больше? Выпишите по 2 профессии из каждого списка, потом оставьте по 1 в каждом и из них уже выбирайте.
Подать документы в Московский городской открытый колледж можно уже сейчас на сайте.
Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?
Сразу устроиться на работу, конечно не получится, но можно протестировать себя, попробовать в будущей профессии, задействовав компетенции. Например:
умение понятно и грамотно излагать свои мысли по теме в письменной форме
быстро и качественно решить проблему с ПК или смартфоном через настройки
выслушать человека, если ему требуется помощь и поддержка
объяснить, как решить математическую задачу своему однокласснику, даже, если придется объяснять несколько раз
приготовить что-то вкусное не только для семьи, но и для незнакомых людей, услышать критику и проанализировать ошибки и т.д.
Выпишите несколько компетенций, которые можно применить уже сейчас.
Какие экзамены мне нужно сдавать, какой конкурс и льготы предлагает вуз/колледж?
посмотрите на сайтах-агрегаторах, какие экзамены требуется сдать в большинстве вузов на данную специальность
взвесьте, сможет ли ребенок сдать их без специальной подготовки или нужно заранее обеспечить репетитора
прикиньте и то, сколько бюджетных мест выделяется государством на эти профили обучения (которые рассматриваете)
принимают ли интересующие вас вузы олимпиадников и по каким предметам
есть ли возможность учиться бесплатно: реализуются ли гранты для отличников после первого курса
Удачи в выборе!