Настоящее царство камер доцифровой эпохи под названием «Занимательная фототехника. 1900 — 1990-е» обосновалось в галерее имени Михаила Савицкого стараниями организаторов и коллекционеру Виктору Суглобу. Виктор Петрович, любитель подобных вещей, передал этот бесценный дар в фонд Музея истории города Минска. И теперь каждый может заглянуть в волнующий мир «застывшей реальности». Объекты №1 — Их Величества Фотокамеры разных стран и времен, а также все, что с ними связано: виды Минска 1900 — 1980-х годов, пленка и объективы, штативы, образцы приспособлений для проявки снимков и так далее. Посетители имеют возможность посмотреть на объемное фотоизображение через стереоскоп. А также шанс сфотографироваться на фоне широкоформатного вида главной улицы Минска дореволюционного периода — Захарьевской — в импровизированном ателье зари прошлого столетия.
Всего год спустя после смерти Наполеона…
Первой из закрепленных, то есть сохранившихся на носителе навечно, но не дошедших до нас фотографий считается натюрморт «Накрытый стол» 1822 года. Увы, результат первого успешного опыта создания «застывшей реальности» сгинул в огне пожара… Одна из самых старых фотографий, все же оставшаяся в анналах человечества и хранимая в Музее Гетти в Лос-Анджелесе (США), зовется «Вид из окна». Ее автором был тот же человек – Жозеф Нисефор Ньепс – и сделана она была в 1826-м при помощи камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Первой фотоиллюстрацией, которую увидела хоть сколь-нибудь обширная аудитория (кстати, первый снимок на военную тематику!), считается работа «Баррикады на улице Сен-Мор» (1848 год). Она была опубликована в периодическом издании и при всей своей невзрачности произвела фурор. Массовая публика впервые увидела на странице газеты не рисунок, а полноценный фотоснимок.
Самый старый из представленных в коллекции аппарат — Le Glyphoscope, производившийся в 1905 — 1912 годах. Он помнит времена, когда поход в фотоателье был не менее волнующим событием, чем рождение ребенка. Детей в начале XX столетия рожали помногу даже в Европе, а вот визит в фотоателье был редкостью. У большинства жителей даже таких развитых стран как Великобритания или Германия за жизнь не скапливалось ни одной фотокарточки. Сфотографироваться на память трижды-четырежды могли себе позволить лишь зажиточные люди. Народ попроще одежду, обувь, драгоценности и аксессуары, домашних животных, планируемых «засветить» в кадре, одалживал или брал напрокат — более одной фотосъемки они себе позволить не могли. Для заветного «вылета птички» даже состоятельные бюргеры сидели на диете, подолгу мучили цирюльника и портного, тренировались у зеркала строить нужную мину… Но и это частенько не помогало. Настройка фокуса, манипуляции с магнием, горение которого заменяло вспышку, оптимизация положения фотоаппарата (штатив появился не сразу) растягивали время позирования. И уставшие, разволновавшиеся от приготовлений клиенты частенько не получались как нужно.
В Минске первое из известных фотоателье появилось 72 года назад – его открыл мастер Антоний Прушинский, первое снятое в столице Беларуси и дошедшее до нас изображение – снимок его матери Розы — датируется 1858 годом. Распорядок дня первых подобных заведений вплоть до начала XX века был завидным для многих учреждений: они работали с 10 утра — до раннего послеобеденного времени. Виной тому был ясный дневной свет, необходимый для фотосъемки — с наступлением раннего вечера ателье сворачивало работу. Постепенно вопрос решился переносом мастерских на верхние этажи домов, в мансарды, где часть крыши стеклили и даже подсинивали для экономии времени на выстраивание экспозиции. Летом процесс фотосъемки и вовсе перебирался на крышу, а в освободившийся павильон перемещали лабораторию — чтобы была поближе…
Высокооплачиваемое мучение
До прихода в бытность фотоателье штативов вместо них использовались полки, устроенные на высоте лица человека и под самым потолком. Это было полбеды: голову фотографируемого человека… зажимали в специальные незаметные на фото тиски-зажимы — и она подолгу оставалась неподвижной. Клиентам было неудобно, но денег и трудозатрат было жалко — и они стоически крепились. От этого выражения лиц «подопытных» до 1910-х годов отличались особой грустью, смешанной с торжественностью. Спонтанность, живость реакции были невозможны. Ситуацию усугубляло то, что и фотограф, и пришедший «на сеанс» человек – так называлась эта операция — неподвижно сидели на высоких стульях, стоявших на помостах.
Приход в мир фотографии штатива совершил истинную мини-революцию: скачок в сфере возможностей съемки был поистине огромен. Камеру теперь можно было передвигать в павильоне – это вмиг породило разноформатную съемку. Например, кабинетную, когда в камеру могла попасть группа лиц. Среди клиентов, как мы помним, было много бизнесменов и знати, желавших сняться в шикарных апартаментах с прислугой. Бедняки снимались группами вскладчину — так было попросту дешевле – и затем аккуратно вырезали свои силуэты из общего портрета. В моде была и миниатюрная съемка, когда крохотный портрет затем вставляли в носимый на груди медальон. Для каждого вида манипуляций использовались разные фотокамеры — фотоувеличитель для использования при печати с негатива еще не изобрели.
Не меньшей популярностью пользовались посмертные фотоснимки: для них покойника наряжали в торжественную одежду (бальные платья, фраки, взятые напрокат в конторах ритуальных услуг), закрепляли тело в заданном положении специальными невидимыми в кадре подпорками. Получавшиеся снимки были пугающе реалистичны – что у живых, что у усопших были неотличимо заунывные лики. Общественность того времени относилась к такому подобию снисходительно. Обыватели словно продлевали жизнь умершего на пару дней, запечатлевая родного человека перед погребением…
Постепенно к 1860-м годам одного лишь снимка публике стало мало: и в мир фотографии стали приходить хоть скромные, смешные с высоты сегодняшнего дня, но все же визуальные эффекты. Неизменными атрибутами становится мебель – столы и стулья, диваны и кресла, а также драпировка, переносные экраны и ширмы с рисунками на заданную тему. Вокруг снимаемого, на столах перед ним располагались всевозможные предметы – посуда, фрукты и так далее: в каждом уважающем себя фотоателье был склад подобных предметов. За особую цену интерьер студии можно было украсить декоративной колонной, живой лошадью или пони, позже – самокатом или мотоциклеткой. Именно так на заре XX века называли велосипед и мотоцикл. Данные предметы или приструненные приглашенным за дополнительную плату дрессировщиком животные выполняли двоякую функцию. Роль украшения – и опоры, помогающей клиенту подолгу выстаивать в нужной позе. Наличие интересного с точки зрения тогдашнего человека предмета призвано было скрасить впечатление от натужного лица клиента на снимке.
Когда важен сам процесс
Пришедшая на смену дагеротипу и калотипу, снимаемым соответственно на металлическую пластину и бумагу с галогенидами серебра, пленка буквально перевернула искусство фотосъемки и производство самой фототехники. То, как это отразилось на снимках, на дизайне самих аппаратов, посетитель увидит, внимательно оглядев экспонаты выставки. Здесь представлен широкий спектр моделей камер из Германии (как ГДР, так и ФРГ), Японии, Польши, Чехословакии, США, Франции, Великобритании, СССР, Китая 1910 — 1980-х годов. Упор тематического «пиршества для глаз» сделан не только на то, чтобы показать результат развития индустрии фототехники. Приличное место в экспозиции уделено редким моделям – проектировочным образцам «Зенита» 1980-х, стереофотоаппаратам для съемки трехмерных изображений, микрофотоаппаратам, камерам в виде часов (!) и некоторым другим интересным вещам.
Здесь же — все для проявки фотографий, стереопары, фотоувеличители… Заповедный арсенал, совершенно незнакомый современному человеку, снимающему сразу на «цифру». Эти закрома под музейным стеклом еще недавно массово погружали целые семьи в мир чудесных открытий, заставляя подолгу корпеть над наборами фотолюбителя, заниматься проявкой в ванной и прочих подсобных темных помещениях, вникать в тонкости сушки снимков… Для всех этих манипуляций в гости сходились целые компании фотолюбителей. И процесс получения изображений на негативах и фотобумаге превращался в форменное волшебство!
Всем, кому небезразлична тематическая техника прошлого, кому хочется поностальгировать по ушедшим временам, а также поглядеть на прекрасные образцы фотоискусства – виды Минска 1980-х в исполнении Вадима Качана — необходимо посетить выставку «Занимательная фототехника. 1900 — 1990-е» в Галерее имени Михаила Савицкого.
Автор: Андрей Мегас