Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«Застывшая реальность». Почему стоит посетить выставку раритетной фототехники в Минске

Оглавление

Настоящее царство камер доцифровой эпохи под названием «Занимательная фототехника. 1900 — 1990-е» обосновалось в галерее имени Михаила Савицкого стараниями организаторов и коллекционеру Виктору Суглобу. Виктор Петрович, любитель подобных вещей, передал этот бесценный дар в фонд Музея истории города Минска. И теперь каждый может заглянуть в волнующий мир «застывшей реальности». Объекты №1 — Их Величества Фотокамеры разных стран и времен, а также все, что с ними связано: виды Минска 1900 — 1980-х годов, пленка и объективы, штативы, образцы приспособлений для проявки снимков и так далее. Посетители имеют возможность посмотреть на объемное фотоизображение через стереоскоп. А также шанс сфотографироваться на фоне широкоформатного вида главной улицы Минска дореволюционного периода — Захарьевской — в импровизированном ателье зари прошлого столетия.

Фотоаппарат Gevabox, Германия, 1950 г.
Фотоаппарат Gevabox, Германия, 1950 г.
Экспортный вариант фотоаппарата Сокол-Автомат, СССР, 1960-1970 гг.
Экспортный вариант фотоаппарата Сокол-Автомат, СССР, 1960-1970 гг.
Советская зеркалка с объективом многослойного просветления оптики Зенит-Б, 1960- 1970 гг.
Советская зеркалка с объективом многослойного просветления оптики Зенит-Б, 1960- 1970 гг.

Всего год спустя после смерти Наполеона…

Самые доступные фотоаппараты СССР марок Зоркий и Любитель, 1959 — 1960 гг.
Самые доступные фотоаппараты СССР марок Зоркий и Любитель, 1959 — 1960 гг.

Первой из закрепленных, то есть сохранившихся на носителе навечно, но не дошедших до нас фотографий считается натюрморт «Накрытый стол» 1822 года. Увы, результат первого успешного опыта создания «застывшей реальности» сгинул в огне пожара… Одна из самых старых фотографий, все же оставшаяся в анналах человечества и хранимая в Музее Гетти в Лос-Анджелесе (США), зовется «Вид из окна». Ее автором был тот же человек – Жозеф Нисефор Ньепс – и сделана она была в 1826-м при помощи камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Первой фотоиллюстрацией, которую увидела хоть сколь-нибудь обширная аудитория (кстати, первый снимок на военную тематику!), считается работа «Баррикады на улице Сен-Мор» (1848 год). Она была опубликована в периодическом издании и при всей своей невзрачности произвела фурор. Массовая публика впервые увидела на странице газеты не рисунок, а полноценный фотоснимок.

Фотоаппарат Киев-6с, 1970 г.
Фотоаппарат Киев-6с, 1970 г.
Точные современные копии фотоаппарата Leica, Германия, 1995 г.
Точные современные копии фотоаппарата Leica, Германия, 1995 г.
Эволюция фотоаппаратов ФЭД, СССР, 1940 — 1960 гг.
Эволюция фотоаппаратов ФЭД, СССР, 1940 — 1960 гг.

Самый старый из представленных в коллекции аппарат — Le Glyphoscope, производившийся в 1905 — 1912 годах. Он помнит времена, когда поход в фотоателье был не менее волнующим событием, чем рождение ребенка. Детей в начале XX столетия рожали помногу даже в Европе, а вот визит в фотоателье был редкостью. У большинства жителей даже таких развитых стран как Великобритания или Германия за жизнь не скапливалось ни одной фотокарточки. Сфотографироваться на память трижды-четырежды могли себе позволить лишь зажиточные люди. Народ попроще одежду, обувь, драгоценности и аксессуары, домашних животных, планируемых «засветить» в кадре, одалживал или брал напрокат — более одной фотосъемки они себе позволить не могли. Для заветного «вылета птички» даже состоятельные бюргеры сидели на диете, подолгу мучили цирюльника и портного, тренировались у зеркала строить нужную мину… Но и это частенько не помогало. Настройка фокуса, манипуляции с магнием, горение которого заменяло вспышку, оптимизация положения фотоаппарата (штатив появился не сразу) растягивали время позирования. И уставшие, разволновавшиеся от приготовлений клиенты частенько не получались как нужно.

Минск 1980 г. на снимках Вадима Качана из серии Виды Минска
Минск 1980 г. на снимках Вадима Качана из серии Виды Минска
Фотоаппарат Agfa Billy Record 4.5, Германия, 1936 — 1939 гг.
Фотоаппарат Agfa Billy Record 4.5, Германия, 1936 — 1939 гг.
Образцы ч/б. фотографий из серии Вадима Качана Виды Минска
Образцы ч/б. фотографий из серии Вадима Качана Виды Минска

В Минске первое из известных фотоателье появилось 72 года назад – его открыл мастер Антоний Прушинский, первое снятое в столице Беларуси и дошедшее до нас изображение – снимок его матери Розы — датируется 1858 годом. Распорядок дня первых подобных заведений вплоть до начала XX века был завидным для многих учреждений: они работали с 10 утра — до раннего послеобеденного времени. Виной тому был ясный дневной свет, необходимый для фотосъемки — с наступлением раннего вечера ателье сворачивало работу. Постепенно вопрос решился переносом мастерских на верхние этажи домов, в мансарды, где часть крыши стеклили и даже подсинивали для экономии времени на выстраивание экспозиции. Летом процесс фотосъемки и вовсе перебирался на крышу, а в освободившийся павильон перемещали лабораторию — чтобы была поближе…

Минск 1980 г. на снимках Вадима Качана из серии Виды Минска
Минск 1980 г. на снимках Вадима Качана из серии Виды Минска
Фотоаппарат Agfa Standard, Германия, 1930 — 1940 гг.
Фотоаппарат Agfa Standard, Германия, 1930 — 1940 гг.

Высокооплачиваемое мучение

Зенит-С, переделанный в фоторужье, СССР,1960 г.
Зенит-С, переделанный в фоторужье, СССР,1960 г.
Минск 1980 г. на снимках Вадима Качана из серии Виды Минска
Минск 1980 г. на снимках Вадима Качана из серии Виды Минска

До прихода в бытность фотоателье штативов вместо них использовались полки, устроенные на высоте лица человека и под самым потолком. Это было полбеды: голову фотографируемого человека… зажимали в специальные незаметные на фото тиски-зажимы — и она подолгу оставалась неподвижной. Клиентам было неудобно, но денег и трудозатрат было жалко — и они стоически крепились. От этого выражения лиц «подопытных» до 1910-х годов отличались особой грустью, смешанной с торжественностью. Спонтанность, живость реакции были невозможны. Ситуацию усугубляло то, что и фотограф, и пришедший «на сеанс» человек – так называлась эта операция — неподвижно сидели на высоких стульях, стоявших на помостах.

Пионеры портативных фотоаппаратов 1930 — 1960 гг.
Пионеры портативных фотоаппаратов 1930 — 1960 гг.
Миниатюрные фотоаппараты 1980 г.
Миниатюрные фотоаппараты 1980 г.

Приход в мир фотографии штатива совершил истинную мини-революцию: скачок в сфере возможностей съемки был поистине огромен. Камеру теперь можно было передвигать в павильоне – это вмиг породило разноформатную съемку. Например, кабинетную, когда в камеру могла попасть группа лиц. Среди клиентов, как мы помним, было много бизнесменов и знати, желавших сняться в шикарных апартаментах с прислугой. Бедняки снимались группами вскладчину — так было попросту дешевле – и затем аккуратно вырезали свои силуэты из общего портрета. В моде была и миниатюрная съемка, когда крохотный портрет затем вставляли в носимый на груди медальон. Для каждого вида манипуляций использовались разные фотокамеры — фотоувеличитель для использования при печати с негатива еще не изобрели.

Фотоаппараты Сanon — дорогое удовольствие советского гражданина 1980 г.
Фотоаппараты Сanon — дорогое удовольствие советского гражданина 1980 г.
Фотоаппарат Rodenstock, Германия,1929 г.
Фотоаппарат Rodenstock, Германия,1929 г.
Фотоаппарат бинокулярный с 3D-эффектом Coronet, 1960-1970 гг.
Фотоаппарат бинокулярный с 3D-эффектом Coronet, 1960-1970 гг.

Не меньшей популярностью пользовались посмертные фотоснимки: для них покойника наряжали в торжественную одежду (бальные платья, фраки, взятые напрокат в конторах ритуальных услуг), закрепляли тело в заданном положении специальными невидимыми в кадре подпорками. Получавшиеся снимки были пугающе реалистичны – что у живых, что у усопших были неотличимо заунывные лики. Общественность того времени относилась к такому подобию снисходительно. Обыватели словно продлевали жизнь умершего на пару дней, запечатлевая родного человека перед погребением…

Фотоаппарат Milolta Six, Япония, 1936 г.
Фотоаппарат Milolta Six, Япония, 1936 г.
Именно так позировали заказчики фотоателье начала — середины XX века
Именно так позировали заказчики фотоателье начала — середины XX века
Фотоаппарат Спутник 1950 — 1970 гг.
Фотоаппарат Спутник 1950 — 1970 гг.

Постепенно к 1860-м годам одного лишь снимка публике стало мало: и в мир фотографии стали приходить хоть скромные, смешные с высоты сегодняшнего дня, но все же визуальные эффекты. Неизменными атрибутами становится мебель – столы и стулья, диваны и кресла, а также драпировка, переносные экраны и ширмы с рисунками на заданную тему. Вокруг снимаемого, на столах перед ним располагались всевозможные предметы – посуда, фрукты и так далее: в каждом уважающем себя фотоателье был склад подобных предметов. За особую цену интерьер студии можно было украсить декоративной колонной, живой лошадью или пони, позже – самокатом или мотоциклеткой. Именно так на заре XX века называли велосипед и мотоцикл. Данные предметы или приструненные приглашенным за дополнительную плату дрессировщиком животные выполняли двоякую функцию. Роль украшения – и опоры, помогающей клиенту подолгу выстаивать в нужной позе. Наличие интересного с точки зрения тогдашнего человека предмета призвано было скрасить впечатление от натужного лица клиента на снимке.

Эволюция портативных фотоаппаратов европейских и азиатских производителей, 1910 — 1960 гг.
Эволюция портативных фотоаппаратов европейских и азиатских производителей, 1910 — 1960 гг.

Когда важен сам процесс

Компактные европейские фотоаппараты 1940 — 1960 гг.
Компактные европейские фотоаппараты 1940 — 1960 гг.

Пришедшая на смену дагеротипу и калотипу, снимаемым соответственно на металлическую пластину и бумагу с галогенидами серебра, пленка буквально перевернула искусство фотосъемки и производство самой фототехники. То, как это отразилось на снимках, на дизайне самих аппаратов, посетитель увидит, внимательно оглядев экспонаты выставки. Здесь представлен широкий спектр моделей камер из Германии (как ГДР, так и ФРГ), Японии, Польши, Чехословакии, США, Франции, Великобритании, СССР, Китая 1910 — 1980-х годов. Упор тематического «пиршества для глаз» сделан не только на то, чтобы показать результат развития индустрии фототехники. Приличное место в экспозиции уделено редким моделям – проектировочным образцам «Зенита» 1980-х, стереофотоаппаратам для съемки трехмерных изображений, микрофотоаппаратам, камерам в виде часов (!) и некоторым другим интересным вещам.

Портативный фотоаппарат Ensignette No2 De Lux, Великобритания,1913 г. и его последователи
Портативный фотоаппарат Ensignette No2 De Lux, Великобритания,1913 г. и его последователи
Компактные европейские фотоаппараты 1920 — 1960 гг.
Компактные европейские фотоаппараты 1920 — 1960 гг.

Здесь же — все для проявки фотографий, стереопары, фотоувеличители… Заповедный арсенал, совершенно незнакомый современному человеку, снимающему сразу на «цифру». Эти закрома под музейным стеклом еще недавно массово погружали целые семьи в мир чудесных открытий, заставляя подолгу корпеть над наборами фотолюбителя, заниматься проявкой в ванной и прочих подсобных темных помещениях, вникать в тонкости сушки снимков… Для всех этих манипуляций в гости сходились целые компании фотолюбителей. И процесс получения изображений на негативах и фотобумаге превращался в форменное волшебство!

Европейский и японский фотоаппараты 1940 г.
Европейский и японский фотоаппараты 1940 г.
No.1 Autographic Kodak Jr., США, 1914 — 1927 гг.
No.1 Autographic Kodak Jr., США, 1914 — 1927 гг.

Всем, кому небезразлична тематическая техника прошлого, кому хочется поностальгировать по ушедшим временам, а также поглядеть на прекрасные образцы фотоискусства – виды Минска 1980-х в исполнении Вадима Качана — необходимо посетить выставку «Занимательная фототехника. 1900 — 1990-е» в Галерее имени Михаила Савицкого.

Европейские портативные фотоаппараты 1910 — 1960 гг.
Европейские портативные фотоаппараты 1910 — 1960 гг.
Европейские портативные фотоаппарты 1910 — 1960 гг.
Европейские портативные фотоаппарты 1910 — 1960 гг.

Автор: Андрей Мегас