Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Случай на МиГ-31

Оглавление

Юрий Мамонтов

Вспоминаю.. 1980-е. Север. Полк поднят по тревоге. Предстоят ракетные пуски по воздушным целям на южном полигоне.

-2

Промежуточная посадка на аэродроме Омска.

-3

Один из самолётов по техническим причинам остаётся вместе с группой инженеров, а его экипаж продолжает полёт в грузовой кабине сопровождающего нас транспортного Ан-12.

-4

На следующий день меня вызвал командир полка: «Прыгай в Ан-26, он на стоянке ждёт. Задача: выполнить облёт оставленного самолёта по программе и дать оценку его готовности». Минута, и бежим вместе со штурманом майором И.Ильчишиным по бетонке вместе со всей космической амуницией (высотный костюм, гермошлем…). На Ан-26 уже запущены двигатели. Забегаем по рампе внутрь. В грузовой кабине мы одни. Пара минут и мы в воздухе. Смотрим программу облёта, повторно изучаем все радиотехнические средства аэродрома и района Омска, маршрут предстоящего полёта, последовательность действий при отказах оборудования в воздухе. Посадка. Нас ждут. Получаем инструктаж от специалистов. Одеваемся и занимаем места в кабине. Запуск двигателей. Выруливаем на взлётную полосу. Взлёт разрешён. Работа экипажа по программе облёта самолёта напряжённая. Она сравнима с испытательным полётом. В полку несколько человек , которым разрешены такие полёты. Штурман по моему указанию записывает все отклонения в работе оборудования, различные цифры, которые я снимаю с приборов на различных режимах. Работаем переключателями на панелях и бортах и оцениваем работоспособность. Разгоняемся до максимальной высоты и максимальной скорости. Снижение. На снижении необходимо согласно заданию на этот полёт остановить левый двигатель и произвести его запуск.. РУД (ручка управления двигателем) левого ставлю на упор Малого Газа, а затем в положение «СТОП». Двигатель останавливается. Теперь у нас в запасе работающий правый двигатель. Необходимо установить необходимую скорость и обороты авторотации двигателя (свободного вращения двух турбин). Всё это необходимо для надёжного (гарантированного) запуска. Создали требуемые условия для запуска. РУД на Малый Газ. И….двигатель отказывается запускаться. Выдерживаем время. Повторяем всё снова. Нет запуска. Третья попытка. Опять нет запуска. Мы подходим к высоте на которой я обязан быть с двумя работающими двигателями. Запуск произвожу по второй программе (она дублирующая , по ней алгоритм действий несколько другой и требуется дополнительное включение оборудования).

-5

Двигатель запущен. На земле самолёт облепливают специалисты. Вскрыты все лючки. Залезают туда, куда невозможно залезть. Прозванивают электрические цепи. Доклад: « Всё исправно!». Запуск. Взлёт. Всё повторяем снова. И снова не хочет двигатель запускаться. Я прошу РП (руководителя полётов) разрешить посадку на одном двигателе — правом. В эфир выходит вышестоящий инженер: « Запрещаю!!». Захожу на посадку. Запасных тормозных парашютов для этого типа самолёта нет. А его нужно укладывать. Принимаю решение посадку выполнить без использования тормозного парашюта. Лето. Жара. Посадка. После заруливания самолёт окончательно возмутился от перегрева колёс и …. с помощью термоплавких вкладышей спустил выстрелом все основные колёса. Дополнительная работа наземному составу.

Всё же нашли причину. И третий полёт был успешным. Запуск двигателя был произведён штатно. Последовательность действий соблюдена согласно руководства по лётной эксплуатации. На заводе была допущена ошибка. И один из маленьких блоков при убранных шасси давал в электрическую цепь сигнал «Шасси выпущены», а если они выпущены, то алгоритм действий лётчика меняется. Почему это не выявили на заводе я не знаю. Да и не стал выяснять, так как у меня были впереди другие задачи.

-6

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Николаевич Мамонтов | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен