«День африканского ребенка» (Day of the African Child) — международный праздник, который призван обратить внимание политиков всех стран и мировой общественности на проблемы, с которыми сталкиваются дети в африканских странах. Эта дата отмечается ежегодно 16 июня.
Тема 2022 года — «Доступ к системе правосудия, учитывающей интересы африканских детей».
Впервые праздник отмечался в 1991 году. Инициатором его проведения стала Организация африканского единства. Дата для проведения этого праздника была выбрана не случайно: это своеобразная дань памяти погибшим в 1976 году. В ЮАР, в Соуэто (юго-западная окраина Йоханнесбурга) 16 июня 1976 года около десяти тысяч чернокожих школьников и студентов прошли в колонне длиной более полумили, протестуя против низкого качества образования и требуя право получать образование на своем родном языке. В итоге властями, проповедующими политику апартеида, сотни молодых людей, по сути детей, были расстреляны. Более ста человек погибли в результате протестов в следующие две недели и более тысячи получили ранения или были покалечены.
Празднование этого дня является постоянным напоминанием о проблемах, с которыми сталкиваются африканские дети, и о возможностях, которые они должны иметь.
В большинстве стран мира бесплатное и общедоступное образование считается одним из основных прав человека, «Международный день африканского ребенка» призывает правительства всех стран континента обеспечить качественное образование подрастающему поколению.
«Если вы дадите образование мальчику, то воспитаете личность, если девочке, то нацию» — Африканская поговорка.
Сегодня миллионам девочек отказывают в праве на здравоохранение и образование, а также в праве принимать решения, касающиеся их собственной жизни.
«Обучение девочек и предоставление им инструментов для формирования их будущего оказывает невероятный эффект на экономический рост. Это ведет к росту благосостояния не только отдельных людей, но и целых обществ в целом и обеспечивает прибыль на десятилетия» — бывший Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Благодаря этим празднованиям уже произошли значительные улучшения: в большинстве стран к югу от Сахары в государственных школах предоставляется бесплатное начальное образование, растет посещаемость школы среди девочек.
Инвестирование в детей имеет жизненно важное значение для создания и поддержания экономического роста страны. Образование является ключом к успеху и к благополучному будущему, сокращает количество ранних браков, детской беременности и гендерного насилия, а также ведет к искоренению средневековых традиций и обычаев, таких как, дети-ведьмы. Неспособность внести позитивный вклад в развитие подростков сегодня негативно скажется на жизни будущих поколений. Пандемия COVID-19 закрыла школы по всему миру, усугубив и без того глобальный кризис обучения. Миллионы детей в странах Субсахарской Африки остались без доступа к образованию, а онлайн обучение для них недоступно. Мы уже писали, что в этом регионе школа является еще и социальной защитой, в первую очередь, для малоимущих семей, предоставляя учащимся питание.
Помимо ограниченного доступа к образованию другой широко распространенной проблемой континента является детский труд — постыдная и отвратительная практика использования несовершеннолетних для добычи таких экономических благ, как какао, кофе, золота, колтана, кобальта и других природных ресурсов, требующая безотлагательных решений.
На искоренение эксплуатации несовершеннолетних потребуется время, учитывая огромную безработицу, материальное неравенство и высокий уровень бедности на континенте, к которым добавляются растущие ксенофобские и патриархальные тенденции, замедляющие реализацию программ африканского единства. Несмотря на устойчивый прогресс в последние 30 лет в решении гендерных вопросов, женщины и молодежь по-прежнему слабо вовлечены в экономическую деятельность.
Неоспоримый факт, что дети — самый ценный ресурс в мире! И все же проблемы с их правами и благополучием растут с каждым днем. Так более 426 миллионов живут в зонах конфликтов — больше, чем когда-либо за всю 75-летнюю историю ЮНИСЕФ, немалая часть из них приходится на черный континент.
Последствия военных конфликтов ужасны: детей убивают и калечат, вербуют для поддержки или непосредственного участия в боевых действиях. Подростки теряют доступ к получению образования, лишаются качественного и своевременного медицинского ухода, становятся сиротами и зачастую страдают от недоедания. Даже в относительно политически стабильных странах ограничения, вызванные пандемией, свели многие позитивные начинания к стартовым позициям. Растущая бедность и неопределенность толкает девочек на панель, а мальчиков в преступный мир.
Локдаун негативно сказался и на проведении плановой медицины, начиная от вакцинации и до лечения таких заболеваний как онкология и ВИЧ/СПИД.
Ребенок не выбирает добровольно своих родителей, семью, племя, общество или нацию. Рождаясь, он полностью зависим от мамы с папой и социальной среды, уготованной ему свыше. В сущности, роль института семьи, как подлинной социальной ячейки, невозможно переоценить, она во многом зависит от экономического благополучия, а также от безопасности и стабильности общества. В результате ближайшее окружение ребенка — это, без сомнения, его первая школа. Но получив сей аттестат зрелости, малышу для дальнейшего полноценного развития нужна современная система образования и возможность в дальнейшем продемонстрировать себя, используя полученные знания и умения во благо своей страны, а вот это уже одна из первоочередных задач всех африканских правительств, которые, мы надеемся, они смогут реализовать в ближайшее время.