«Моих грехов разбор оставьте до поры, вы оцените красоту игры!» Именно эта строчка из знаменитого зонга Остапа Бендера блестяще характеризует искрометный талант Андрея Александровича Миронова. Актера с большой буквы, любимца советской публики и великолепного исполнителя кинопесен из золотого фонда Советского Союза.
Первый большой диск в дискографии великого актера Андрея Миронова вышел только в 1977 (по другим данным в 1978 г.) году, когда ему исполнилось 37 лет. До этого советская звукозаписывающая индустрия баловала популярного и востребованного артиста только лишь маленькими гибкими пластиночками с 2-3 песнями.
Талант, способный украсить своей песней любой фильм, Андрей Миронов проявил в народной комедии Леонида Гайдая #«Бриллиантовая рука» 1968 г. Знаменитый «Остров Невезения» мог и не состояться, потому что изначально феерического номера на пароходе «Михаил Светлов» не было в сценарии. Заранее были написаны только две песни – «Песня Про Зайцев» и «Помоги Мне».
По сценарию Никулин и Миронов сидели на палубе и обсуждали погоду. Это было слишком скучно и по предложению композитора Александра Зацепина, который показал Гайдаю стихотворение Леонида Дербенева, Миронов записал песню и сняли сцену. Номер получился шикарным -- все танцевальные па и джазовый скэт в духе Луи Армстронга были чистой импровизацией Андрея.
На худсовете сцену решили удалить – слишком явной показалась аллюзия «Острова Невезения» на Советский Союз. Но Леонид Гайдай со своим ядерным взрывом в конце переиграл своих критиков. Специально вставленный в конце фильма хитрым режиссером ядерный взрыв был положен «в жертву» всех остальных правок. Песня осталась в комедии и стала всенародным шлягером на все времена.
Для меня #Андрей Миронов появился сразу в детстве, я уже не помню когда. Такое ощущение, что его улыбка и песни были всегда. Они освещали все праздники в нашем небогатом на развлечения досуге советских граждан. Если киноконцерт по ТВ – то обязательно будет «Женюсь, Женюсь» или «Песенка О Шпаге». Если 8 марта, то покажут «Безумный день или женитьба Фигаро». Когда у моего одноклассника Радика появилась пластинка с песнями Миронова, то я искренне ему завидовал – что он может спокойно в любое время, а не как я по праздникам, слушать любимые песни.
Потом во взрослой жизни у меня появились все пластинки Андрея Александровича, собрал и компакт-диски не только с его песнями, а целыми саунд-треками любимых фильмов. Но тот детский восторг перед любимым артистом остался со мной навсегда. Подогревал его мой отец, который тоже обожал Андрея Миронова и всегда с любовью и одобрением смотрел на его появления на экране. Особенно ему нравилось «живое» общение и импровизация актера со своей аудиторией, которое ярко проявилось во время выступления в концертной студии «Останкино» в 1978 г.
Коллеги Андрея Миронова до сих пор признаются, что завидовали его таланту. По их словам, он был искрометный, яркий, фееричный. Его не просто любили – обожали, боготворили, однако не знали, что в его жизни далеко не все шло как по маслу. Он и актером-то стал вопреки и всю жизнь доказывал, что имеет право выходить на сцену.
Его талант поющего актера, в который не верил ни он сам, ни его коллеги по цеху, был вызовом, вызовом самому себе. У него не было музыкального слуха, голос ему не подчинялся и фальшивил. Каждая песня в его исполнении -- это результат многочасового труда. Миронов казался легкомысленным гением, блестяще играющим любую роль безо всякого усилия, а на самом деле он, по многочисленным свидетельствам коллег-артистов, работал, пахал, вкалывал на сцене.
Эта пластинка вместила в себя самые лучшие песенные номера Андрея Миронова в кино и на телевидении до 1978 г. Давайте пересмотрим кадры и послушаем голос любимого артиста, такой близкий и знакомый, родной с детства.
Сторона 1.
Телефильм «12 стульев» 1976 г.
1. «Танго Рио» («Танго Мечты») (Геннадий Гладков – Юлий Михайлов) -- 2:20
Мечты Остапа Бендера о далеких бразильских берегах и страстном городе Рио-де-Жанейро – один из лейтмотивов романа Ильфа и Петрова. Эта тема нашла отражение и в саундтреке, в песне «Танго Рио». Юлий Ким, советский бард-диссидент под псевдонимом Юлия Михайлова написал целый альбом прекрасных песен для фильма Марка Захарова «12 стульев» 1976 г. Как великолепно звучит императивность устремлений Остапа «О, Рио-Рио, о, мама миа! Потерпи, я прибуду на днях!»
Олег Масленников
2. «Песня Остапа» («Белеет Мой Парус, Такой Одинокий…») (Геннадий Гладков – Юлий Михайлов) -- 3:02
Многие вполне справедливо считают эту песню чисто «мироновской», ведь в ней каждая строчка говорит не столько о персонаже Остапа Бендера, а скорее о таланте самого Андрея Миронова.
Андрей Миронов — феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким — Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов. (М.Захаров)
Именно в его устах она звучит убедительно «О, наслажденье скользить по краю. Замрите, ангелы, смотрите, я играю!» По сути Марк Захаров создал яркий телебенефис Андрея Миронова.
#Юлий Ким автор песни
Как много актеров примеряли эту песню на себя – оцените сами их каверы и возможности оторваться от образа, созданного Андреем Александровичем Мироновым.
#Дмитрий Дюжев
#Сергей Безруков
#Мумий Тролль
3. «Песня На Пароходе» («Танго На Пароходе») (Г. Гладков – Ю. Михайлов) -- 2:07
Всего для фильма Юлий Ким написал пять песен, но в фильме звучит только четыре. Финальное грустное танго должно была звучать перед появлением последнего стула (эпизод, когда Ипполит Матвеевич расправлялся с помощью бритвы со своим концессионером). Но этот текст не утвердил режиссер #Марк Захаров Поэтому слушаем четвертую последнюю песню из «12 стульев»: «Неужели не хочется вам, налетая на скалы и мели, тем не менее плыть по волнам!»
Группа «Пятеро»
Кинофильм «Бриллиантовая рука» 1968 г.
4. «Остров Невезения» (А. Зацепин – Л. Дербенев) -- 2:05
Сторонники конспирологических теорий углядели в тексте песни столько всего, чего не вкладывал сам поэт Леонид Дербенев, что ему при наихудшем стечении обстоятельств могли светить и уголовный срок, и длительная ссылка в Сибирь. Остров – это #СССР отделенный от Запада железным занавесом. Дескать, календарь -- это идеалы коммунистической идеи, а понедельник – это соблюдаемые ритуалы социалистической действительности. Экономика в …опе – «крокодил не ловится, не растет кокос». Во как!
#Валерий Сюткин
Алексей Гоман & детский ансамбль «Домисолька»
Сосо Павлиашвили & Непоседы
DJ Slon
#Сергей Пенкин
Мультфильм «Голубой щенок» 1976 г.
5. «Песня Черного Кота» (Г. Гладков – Ю. Энтин) -- 2:00
Мультипликационный фильм «Голубой щенок» 1976 г. собрал в своей звуковой студии лучших актеров и музыкантов. Михаил Боярский и Андрей Миронов, уже встречавшиеся на съемках «Соломенной шляпки», прекрасно озвучили персонажей Пирата и Черного Кота.
В рисовке сюрреалистической анимации угадываются модные западные тренды 60-х – хиппи-культура, цветы вместо пушек, доброта спасет мир, ЛСД, «Битлз»… «Песня Черного Кота» была написана специально под Андрея Миронова, что даже отдельно был снят видеоклип, где совмещены кадры из мультфильма с поющим актером.
Телефильм «Небесные ласточки» 1976 г.
6. «Дуэт Флоридора и Урсулы» (Виктор Лебедев – Владимир Уфлянд) -- 2:30
Дар Миронова как нельзя лучше подошел к востребованному в 70-х на телеэкранах Советского Союза жанру телемюзикла. Режиссер Леонид Квинихидзе в 1976 г. по мотивам оперетты Франсуа Эрве «Мадемуазель Нитуш» снял своих «Небесных ласточек» сразу после триумфальной «Соломенной шляпки» 1975 г. Миронов стал в «Небесных ласточках» замечательным Флоридором и Селестеном одновременно, сыграв у Квинихидзе на этот раз две роли в одной и спев свои очередные песенки, моментально ставшие шлягерами. Поют Андрей Миронов & Ольга Вардашева.
Даже имена у героев Миронова в «Шляпке» и «Ласточках» похожи, их часто путают: в «Соломенной шляпке» — Фадинар, в «Небесных ласточках» — Флоридор. В сцене, где персонаж Андрея Миронова укладывает вещи Денизы, напевает строчку из песни, которую он же исполнял в предыдущем фильме Квинихидзе «Соломенная шляпка», потом спохватывается и говорит «Это же из другого фильма». И еще: в первом фильме Миронов — с усами.
Кинофильм «Достояние республики» 1972 г.
7. «Песенка о Шпаге» (Евгений Крылатов – Юрий Энтин) -- 2:45
Ярким результатом тандема «Энтин-Крылатов» стала «Песенка о Шпаге», более известная в народе как «Вжик-Вжик-Вжик». Она стала ударным хитом приключенческого фильма «Достояние республики» режиссера Владимира Бычкова о поисках культурных сокровищ, похищенных у молодой советской страны.
Роль бесстрашного авантюриста-романтика должен был играть Андрей Миронов, и Юрий Энтин писал текст песни специально под него. Надо сказать, что в детстве Юрий Сергеевич сам мечтал стать актёром, поэтому к поставленной задаче отнёсся с огоньком. Он даже взял шпагу и какое-то время скакал перед зеркалом, представляя себя Мироновым. Мелодия получилась динамичной, в ритм движениям фехтовальщика, да и текст соответствовал настроению человека со шпагой. Но, к удивлению авторов, первая версия Миронову не понравилась.
Для Маркиза фехтование — философия, а не развлечение. В учении есть свод правил о благородстве бойца, о выборе, кого можно добить, ранив, а кого — нет. В конце разговора Андрей Александрович спросил: «А вы, ребята, знаете, что моего персонажа убивают в конце ленты?»
Энтин убежал на кухню и быстро дописал строчки: «Hа опасных поворотах трудно нам, как на войне, и, быть может, скоро кто-то, и, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне. Вжик-вжик, уноси готовенького, вжик-вжик, кто на новенького, кто на новенького, да, кто на новенького?» На фоне этого куплета придумали похоронный хорал. Композицию назвали «Песенка О Шпаге». Миронов остался доволен.
Дмитрий Харатьян
Сергей Маховиков
Евгений Дятлов
8. «Что Будет То И Будет» («Романс Маркиза») (Евгений Крылатов – Белла Ахмадулина) -- 3:20
«Романс Маркиза» по сути является признанием в любви к Санкт-Петербургу, который во время действия фильма звался Петроградом, а во время съемок -- Ленинградом. Начало второй серии, когда Маркиз поет романс на стихи Беллы Ахмадуллиной, а зрителям показывают набережные и мосты Питера, Петропавловскую крепость и Зимний дворец, можно считать настоящей одой этому городу.
Бродяга и задира,
Я обошел полмира,
Но встану на колени
Пред городом моим...
Более трепетной и пронзительной песни о своем родном городе, наверно, я не слышал. Сердце замирает от этих слов и что-то сжимается в душе, так это интимно и глубоко исполняет Андрей Миронов.
Олег Погудин
Конец стороны 1. Продолжение следует.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.