Религиоведение – это междисциплинарная наука, или область научных исследований, в которой предметом изучения выступает религия, религиозность, религиозные объединения, религиозные практики, мифология, религиозная философия и атеистические учения. Религиоведение использует методологию социально-гуманитарных и естественных наук, отсюда выделяются такие области религиоведения, как история религии, антропология религии, социология религии, психология религии, феноменология религии и когнитивное религиоведение. Также в этот перечень включают философию религии, однако эта область является проблемной.
Религиоведение возникло в 19 веке. Именно в это время оформляется методология социально-гуманитарных наук, таких как антропология, история, социология, этнография, филология. Знаменательной датой утверждения религиоведения как науки является 1870 год. До этого религиоведение лишь оформлялось, истоки этой дисциплины можно найти даже в Античности. Но именно в 1870 году профессор Оксфордского университета Макс Мюллер сначала читает лекции по «науке о религии», а затем в 1873 году выпускает книгу под названием «Introduction to the Science of Religion», то есть «Введение в науку о религии (религиоведение)». На западе до сих пор религиоведение именуется как «study of religion», «science of religion» или «religious studies».
Макс Мюллер был исследователем Индии, санскрита, ведийской традиции. Он предложил такую методологию, как сравнительное религиоведение. То есть сравнение разных религий между собой, определение их сходств и различий. Самое интересное, что религиоведческий подход Макса Мюллера был негативно воспринят христианской общественностью. Его обвинили в богохульстве, антихристианской деятельности и пропаганде пантеизма среди студентов. Таким образом, религиоведение уже с самого начала вступило в противоречие с господствующей религиозной системой. Это к проблеме о том, как религия препятствует научному прогрессу и есть ли между наукой и религией противоречия.
Зачем же нужно было создавать новую научную дисциплину?
Можно выделить 3 фактора, которые повлияли на возникновение религиоведения. Во-первых, это наличие религиозного разнообразия в мире. Европейцам нужно было осмыслить факт культурной разности в мире. Библейская картина мира явно давала сбой, когда европейцы встречали похожие этические нормы у других народов, но при этом их образ жизни отличался от европейского. Европейцы оказались в мире множества культур, нужно было осмыслить свое место, сравнить и сопоставить себя с другими.
Религиозное разнообразие являлось не только пространственным, но и временным. Западный человек открыл древние цивилизации: Древний Египет, Шумер, Древний Китай, Древняя Индия. Нужно было осмыслить древние религиозные традиции, реконструировать их развитие, причины исчезновения, определить влияние на историю самих европейцев.
Второй фактор появления религиоведения – это открытие «примитивных» обществ: племена Африки, Океании, Австралии, Америки. Европейцы смотрели на них как на свое прошлое, что сподвигло к изучению данных обществ с их религиозными представлениями. Теперь христианство стало для европейцев одной из религий, наряду со всеми остальными.
Третий фактор – это формирование национальных государств и процесс секуляризации. Христианство переставало быть общеевропейской моделью существования, оно разделилось на национальные церкви или вовсе утратило господствующее значение. Библейский текст стали рассматривать как продукт культуры, а не откровение бога.
Периодизация
Если кратко описывать периодизацию религиоведения, то ее можно разделить на 3 этапа:
- раннее религиоведение;
- классическое религиоведение;
- современное религиоведение.
На раннем этапе изучение религии происходило в рамках теологического и исторического дискурса. В классический период религиоведение оформляется в самостоятельную область. Мюллер вписывает в научный дискурс такое понятие, как «наука о религии», формируются религиоведческие дисциплины, профессиональные сообщества, открываются кафедры по религиоведению. На современном этапе религиоведение усложняется, впитывает в себя неклассические и постнеклассические методологии, становится более междисциплинарным.
Характеристика раннего религиоведения
Для раннего этапа религиоведения характерно было сравнивать религии между собой и придумывать для них классификации. Этот сравнительно-исторический принцип предложил еще Макс Мюллер, пионер религиоведения. Он провозгласил, что тот, кто знает только одну религию, на самом деле не знает ни одной. Об этом он говорил в своей первой лекции из курса «Введение в науку о религии» в 1870 году. Для того, чтобы понять природу, происхождение и функции религии, нужно их сравнить и вывести общие элементы.
Помимо Мюллера важными деятелями раннего религиоведения являются историки религии Корнелис Тиле, Шантепи де ля Соссе, Отто Пфлейдерер, Альберт Ревиль. Все они были христианскими теологами и использовали методы сравнения и классификации для изучения религии. Шантепи и Тиле также подчеркивали отказ от теологического подхода в изучении религий.
Важная роль истории в раннем религиоведении объясняется интересом ученых к древним религиозным культам. Они также занимались изучением религиозных текстов и пытались проследить эволюцию религию.
Характеристика классического религиоведения
Классический период религиоведения начинается с 1905 года, когда вышла работа Луиса Генри Джордана «Сравнительное религиоведение: возникновение и развитие». Началось осмысление религиоведения как научной дисциплины. В этот период методология религиоведения расширяется, принимая в себя феноменологическую оптику, которая в то время выступала как средство определения внеисторической сути религиозных явлений.
Феноменологический подход подразумевает, что исследовать должен изучать религию такой, какой она дана нам в уме. Нужно вынести за скобки все стереотипы о религии, отбросить ярлыки и определить суть религиозного.
Помимо феноменологии в религиоведческое поле вступают такие дисциплины, как психология и социология.
Важным аспектом классического периода религиоведения является возникновение ассоциаций. Самой первой можно выделить Международную ассоциацию психологии религии, которая появилась в 1914 году. Также появились ассоциации по социологии и истории религии.
Характеристика современного этапа
Современный этап начинается примерно с 60-х годов 20 века. Для этого этапа характерна критика сложившихся методов в религиоведении. В пример можно привести работу 1963 года «Смысл и назначение религии» Вилфреда Кантвелла Смита. Также в этот период становится важным исключение религиозных и атеистических предпосылок в изучении религии, о чем писали Жак Ваарденбург и Ниниан Смарт.
Феноменологический подход в религиоведении утрачивает свою силу, зато он перекочевывает в социологию, образуя феноменологическую социологию.
Актуальность набирает когнитивное религиоведение, изучающее религию с помощью естественнонаучных методов.
Также в религиоведение включается антропология. Антропология как наука появилась примерно в то же время, что и религиоведение. Антропологические исследования использовались религиоведами, но через призму истории. В современный период антропология религии стала обращать внимание на повседневную жизнь верующих, на то, какой религия предстает в настоящей практике.
Принципы религиоведения
Основным принципом религиоведения является научное изучение религии, которое соответствует критерию объективности. Объективность достигается мировоззренческой беспристрастностью исследователя, то есть ученый должен описывать и анализировать факты, а не выражать собственные оценки в отношении религии.
Принцип методологического агностицизма заключается в том, что исследователь не должен прибегать к метафизическим объяснениям религии. Вопросы: есть ли бог, ангелы, демоны и прочее – вне компетенции религиоведа, потому что данные сущности априори непознаваемы и недоступны научному осмыслению. Также методологический агностицизм подразумевает, что исследовать религию без идеи о том, существует или нет сверхчувственная составляющая исследуемой религии.
В следующих лекциях поговорим об истоках религиоведения и дисциплинах внутри религиоведения.