В этом году было много интересных и разных по сложности текстов на экзамене по русскому языку. Выпускники ликовали, если попался текст В. Солоухина или Д. Соколова-Микитова с легко читаемой проблемой. И выходили растерянные, если попался текст В. Вересаева. Именно этот текст был у моих двух учеников - у самого слабого и у самого сильного. Рассказываю, что они получили и как справились.
Текст Вересаева был выбран составителями из повести "Без дороги" (1894 г.). В ней изображен идейный тупик, в который зашло народничество; переживаемый или глубокий кризис олицетворен автором в образе земского врача.
Духовный кризис интеллигенции 1890-х годов, - как вы понимаете, самая понятная тема для выпускников наших школ 2022 года. Конечно, я знаю, что 11-классник должен справляться с любым текстом, понимать идею. Но здесь требуется начитанность, то есть практика общения с такими сложными текстами. А не подскажете, много ли из нынешних читает классику?
Чтоб вы понимали уровень сложности текста, приведу пример - отрывок из этого экзаменационного текста:
"Зачем я от времени зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня". Мне часто вспоминаются эти гордые слова Базарова. Вот были люди! Как они верили в себя! А я, кажется, настоящим образом в одно только и верю, - это именно в неодолимую силу времени. "Зачем я от времени зависеть буду?" Зачем? Оно не отвечает; оно незаметно захватывает тебя и ведёт куда хочет; хорошо если твой путь лежит туда же, а если нет? Сознавай тогда, что ты идёшь не по своей воле, протестуя всем своим существом, - оно все-таки делает по-своему. Я в таком положении и находился. Время тяжёлое, глухое и сумрачное со всех сторон охватывало меня, и я со страхом видел, что оно посягает на самое для меня дорогое, посягает на моё миросозерцание, на всю мою душевную жизнь... Гартман говорит, что убеждения наши - плод "бессознательного", а умом мы к ним лишь подыскиваем более или менее подходящие основания; я чувствовал, что там где-то, в этом неуловимом "бессознательном", шла тайная, предательская, неведомая мне работа и что в один прекрасный день я вдруг окажусь во власти этого "бессознательного". Мысль эта наполняла меня ужасом: я слишком ясно видел, что правда, жизнь - это в моем мировоззрении, что если я его потеряю, я потеряю все".
Ух! Особенно хорошо попали технари...
Примерный круг проблем:
1. Почему люди боятся времени/перемен?
2. Что помогает человеку в тяжелые времена?
3. Как время меняет человека/влияет на человека?
Покажу сочинение технаря Влада. Мальчик на самом деле молодец, он проделал огромную работу в этом году: освоил незнакомые или непонятные правила, научился формулировать мысли. Теперь не боится развернуть мысль, понимает, как доказывать её. Но ясно, что это не работа только одного года - поставить речь нечитающему ученику. Иногда казалось, что это стреноженный конь пытается идти вскачь. Но ведь идёт, и сам!
Что уж получилось. Читайте:
Естественно, забыл про запятые при деепричастном обороте и про предлог НЕСМОТРЯ НА, хотя мы проговаривали это на каждом занятии. Конечно, потерял за грамотность и речь. И за комментарий набрал 4 из 6 баллов. Но меня радует, что сохранена структура. Как мог, так и доказал свою позицию. Это сочинение набрало 15 из 25 баллов.
А это сочинение Глаши набрало 24 из 25 баллов.
Надо оговориться, что Глаша сдавала литературу на ЕГЭ, она читающий человек, планирует стать филологом. После Толстого, Шолохова, Гёте, Апдайка, Довлатова и Быкова ученица смогла дочитаться до смысла текста)
В целом в этом году я довольна результатами по русскому языку за ЕГЭ.
У меня было 5 учеников, которых я вела с начала учебного года. Формат - дистанционные занятия в мини-группах. Результаты:
1. Глаша - 96
2. Маша - 96
3. Вика - 85
4. Настя - 71
5. Влад - 64
Средний балл - 82,4. Это отличная оценка!
Поздравляю ребят с окончанием экзаменов и желаю успешного поступления в вузы! Все постарались и выложились, как могли.
Себе я желаю хороших учеников на следующий учебный год. Приглашаю на занятия, набор открыт.