Третья часть этого "Мерлезонского балета", который я исполняю как часть программы психотерапии, далась мне с трудом. Точнее, я всё никак не могла собраться и приступить... Однако и бросить я не могу, и это прекрасно.
Три с половиной недели назад мой прекрасный психолог И. Петровна С. (здесь могла бы быть ссылка на её блог, если бы он у неё был)))) устроила мне психодраму. Я ей пожаловалась, что творчество стало для меня чем-то ускользающим, сложным и невозможным. И высказала мысль, почему так происходит.
- За долгие годы работы в рекламе, журналистике и пиаре у меня сформировался стереотип, что хороший текст - это текст, написанный быстро и при этом не требующий редактуры. Такое бывает? Когда годами пишешь на одни и те же темы, случается.
- Свои лучшие рассказы я написала в "один присест". И почему-то решила, что так и будет всегда, что так и должно быть. Поэтому у меня и возник комплекс, описанный в славной книге Джулии Кэмерон "Путь художника", - я не могу позволить себе писать плохо, тратить время на обдумывание и переписывание.
- Ну, и наконец, я привыкла, что-то кто-то всегда даёт мне задания. И, может быть, если бы могла выступить заказчиком для самой себя, ситуация бы изменилась. Я бы сбросила с души этот лежачий камень, и под него потекла бы живая вода.
Но, хотя я осознавала это, стать заказчиком для себя у меня не получалось...
И Петровна устроила театр. Она заставила меня играть две роли - и человека пишущего, и заказчика!
В каком-то смысле я была и зрителем - прекрасно видела себя со стороны. Видела удивительную разницу в поведении - в игре, если хотите. Психолог предложила мне пересаживаться со стула на стул, но я для роли Заказчика выбрала кожаный диван. Села, закинула ногу на ногу, свободно откинулась на спинку. Передо мной на не очень удобном офисном стуле сидела Петровна - она не столько изображала меня, сколько избавляла от необходимости разговаривать с пустым местом. Я-Заказчик говорила чуть покровительственно, хорошо формулировала, слова приходили словно из ниоткуда. Это была моя роль!
Я-Пишущий, садясь на стул, сразу складывала лапки на коленях, чуть горбилась, наклоняясь вперед, как будто стеснялась быть выше Заказчика - диван был ниже кресла. Передо мной на диване сидела Психолог и повторяла самую суть того, что я сказала, заказывая себе тексты. Я что-то неуверенно лепетала в ответ. Сущность Неуверенности вылезла моментально: я одновременно знала, что выполню задание, и боялась, что не смогу и меня постигнет наказание в виде тотального разочарования. И это тоже была моя роль... Более привычная.
Но Петровна заставила меня твёрдо заявить, что я сделаю, что я смогу.
И вот что-то начало получаться. Первая часть здесь, вторая тут .
Не знаю почему, но третью часть я решила посвятить тому, что происходит
в закулисье.
Вообще-то я села за ноутбук, собираясь написать о том, как в раннем детстве за столом ловко управлялась ножом и вилкой, а потом - возможно, из-за неравномерного роста челюсти какого-то подросткового невроза - у меня возникли проблемы при пользовании вилкой.
Напишу об этом на днях.