Выпуск еженедельной рубрики #РСОсАннойГаркушей. Анна Гаркуша — известный эксперт в области обращения с отходами и руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор».
Я не буду делать вид, что ничего вокруг нас не изменилось. Но кое-что остается прежним: упаковка. Там, где есть отходы упаковки, всегда в воздухе висят вопросы, как ее собрать и переработать. Одна из граней этой проблемы – выбор этикеток, в частности термоусадочной.
Много уже говорилось о том, что термоусадочная этикетка мешает распознавать цвет бутылки, сложно отделяется от материала бутылки и тем самым резко снижает шансы бутылки попасть на переработку. В итоге, предвкушая все эти трудности, переработчики не спешат закупать такое сырье у операторов, а операторы, соответственно, не торопятся выделять такие бутылки для дальнейшей переработки.
Сегодня сделаем еще пару шагов к пониманию глубины трагизма использования термоусадочной этикетки.
Существует идея, что если термоусадочную этикетку сделать из ПЭТ, то для ПЭТ-бутылки это будет родственный материал, и вопрос решится сам собой. Однако, нет.
Эксперты-переработчики подтверждают, что ПЭТ-этикетка лучше, чем ПВХ или полистирол, но… когда решается одна задача (чтобы этикетка всплыла, а бутылка осела на дно), тут же рождается новая проблема. Так как этикетки еще применяются из полипропилена и полиэтилена, то в итоге переработчик после аквафлотации получает микс этикеточных материалов, которые невозможно разделить и невозможно переработать вместе, потому что это материалы из разных групп. Т.е. полипропилен с полиэтиленом вместе – допускается, с другими пластиками – нельзя.
Переработчики, посмеиваясь «в усы», говорят, что, если бизнес не хочет отказываться от термоусадочной этикетки, есть идеальное решение: все бутылки должны быть только прозрачные, а все этикетки из ПЭТ. Получается, что те, кто выбрал для себя полипропиленовую или полиэтиленовую этикетку и создал свой дизайн на основе этого, должны будут полностью переосмыслить свои упаковочные и маркетинговые стратегии и понести существенные расходы.
Объединить производителей для стандартизации упаковки и выбора наиболее экологичных решений – непростая задача, как говорится, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Но уже сегодня вы можете смягчить проблему переработки упаковки, отказываясь от продукции с термоусадочными этикетками, даже если производитель убеждает, что его продукция полезна для здоровья. Ибо полезное внутри должно быть безопасно для окружающей среды снаружи.
6