Найти тему
ЭКСПЕРТ-УРАЛ

Создание лесного комплекса как условие его оздоровления

Оглавление

Экспертное мнение - Валерий Суханов, д.т.н., заслуженный работник лесной промышленности РФ.

Лесной комплекс «по понятиям»

В России существует понятие – «Лесной комплекс». О нём вспоминают тогда, когда наступает пора разрабатывать очередную Стратегию развития этого комплекса. Как показывает практика, приняв очередную Стратегию, о ней сразу забывают. На 10 лет забывают и о Лесном комплексе, поскольку на самом деле этого комплекс просто не существует.

Имеют место две совершенно разные организации: лесное хозяйство в лице Рослесхоза и лесопромышленный комплекс (ЛПК) в лице Минпромторга России. Причём с лесным хозяйством взаимодействует лишь одна из отраслей ЛПК - лесозаготовительная промышленность.

Взаимоотношения лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности всегда были не простыми. Между ними всегда наблюдалось нездоровое соперничество.

Лесохозяйственники всегда стремились ужесточить правила рубок несмотря на то, что рубки главного пользования - совершенно не их компетенция. Если в Советский период мощное министерство лесной промышленности было в состоянии противостоять этим действиям, приходилось находить компромиссы, то в настоящее время безвластия в лесопромышленном комплексе, Рослесхоз делает всё, что захочет.

Так в 1994 году Рослесхоз радикальным образом изменил Правила заготовки древесины при рубках главного пользования, сократив размер лесосек в 4 раза и увеличив сроки примыкания лесосек в 2 раза, что привело к увеличению потребности в лесовозных дорогах в 2,6...3 раза раза. В результате лесозаготовительная промышленность оказалась в значительной степени парализована. Лесопромышленному комплексу нанесён огромный ущерб.

В настоящее время, пользуясь безвластием в ЛПК, Рослесхоз бесцеремонно перетягивает одеяло на себя. В обновлённой Стратегии лесопромышленный комплекс практически не упоминается.

В Правительстве, где нет ни одного специалиста ЛПК, похоже, вообще не знают понятия «лесопромышленный комплекс». Читаешь вновь принятую Стратегию развития лесного комплекса на период до 2030 года и видишь, для них всё, что связано с лесом – это лесное хозяйство.

В Плане мероприятий по реализации Стратегии лесопромышленному комплексу посвящён лишь один раздел из семи.

В пункте № 35 Плана мероприятий прописано маниакальное желание Рослесхоза повысить плату за древесину на корню - «Повышение экономической эффективности ведения лесного хозяйства путём совершенствования системы ценообразования на лесные ресурсы». Мотивация - повысить «эффективность» своей работы.

Рослесхоз совсем не беспокоит то, что лесозаготовители и так самая бедная отрасль ЛПК. Ослабляя лесную промышленность, Рослесхоз сокращает финансовую базу для выполнения лесохозяйственных мероприятий, в том числе на тушение лесных пожаров.

Складывается впечатление, что лесохозяйственники для лесопромышленников являются чем-то вроде ГАИ для автомобилистов. И те и другие «эффективность» своей работы повышают за счёт повышения тарифов и штрафов. Сегодня это не партнёры, а скорее - противоборствующие стороны.

Всю работу по лесовозобновлению – сохранение подроста, посадка леса, уход за культурами, они переложили на лесозаготовителей. А сами выступают в роли надсмотрщиков.

Читая Стратегию, складывается впечатление, что Рослесхоз всерьёз претендует на право возглавить лесной комплекс.

Уважаемые коллеги, вы читали обновлённую Стратегию? Её можно посмотреть здесь. Прочитав - убедитесь, что я не преувеличиваю.

Как бы то ни было, существующие взаимоотношения лесохозяйственников и лесозаготовителей являются ненормальными и их следует исправлять.

По разные стороны баррикады

Лес в нашей стране – Федеральная собственность. Следовательно, государство несёт полную ответственность за эффективное использование этого национального богатства. Федеральное агентство Рослесхоз, как представитель государства, и должен нести эту ответственность. Однако никакой ответственности за неудовлетворительную работу лесной промышленности Рослесхоз не несёт.

Между тем отрасль является базовой, «фундаментом» ЛПК. От её работы зависит эффективность работы не только лесного хозяйства, но и всего ЛПК, поскольку затраты на сырьё являются самой большой статьёй затрат в себестоимости производства всех видов лесобумажной продукции.

Как я уже писал, лесозаготовительная промышленность больше всех других пострадала в период перехода на рыночные отношения. Её значительная часть распалась на мелкие части. Примерно 93 % общего количества лесозаготовительных предприятий имеют объём заготовки древесины менее 50 тыс. куб. м. Мелкие предприятия не могут строить лесовозные дороги, использовать передовые технологии и машины, низкокачественную древесину и древесные отходы.

С учётом того, что мелкие предприятия заготавливают примерно 34 % общего объёма, они оказывают большое негативное влияние на работу лесной промышленности и всего ЛПК. Таким образом, дезинтеграция лесозаготовительной промышленности является проблемой, требующей первоочередного решения.

Но исправить это положение в современных условиях невозможно. Проблема реструктуризации лесозаготовительной промышленности заключается в том, что лесопользованием в настоящее время занимаются частные предприниматели. Государство, по условиям либеральной идеи, не может вмешиваться в деятельность частного бизнеса, если он не нарушает закон. Именно по это причине лесопромышленный комплекс не имеет полноценного органа управления.

Таким образом, пока лесопромышленный комплекс является частным бизнесом, надеяться на улучшения дел в лесном комплексе не приходится. Национализации должны подлежать не только предприятия лесной промышленности, но и предприятия всех других отраслей ЛПК, многие из которых находятся в иностранной юрисдикции, не направляют средства на развитие производства, а выводят их в офшоры.

Роль Стратега в развитии лесного комплекса

Я уже приводил доказательства ошибочности многих положений обновлённой Стратегии развития лесного комплекса на период до 2030 года.

Это произошло потому, что в Правительстве нет ни одного специалиста в области ЛПК и в её разработке принимали участие, в основном, работники лесного хозяйства. Ошибки утверждённой Стратегии теперь может исправить только Стратег в процессе реализации Стратегии.

В соответствии с классическим определением «стратегия» рассматривается как искусство полководца (БСЭ. Стратегия военная»). Поэтому следует обратить внимание на роль полководца (стратега) в реализации стратегии.

Личность и искусство стратега являются важными, порой, главными, элементами стратегии.

Как видим, вопрос о Стратеге – отнюдь не праздный вопрос.

С учётом значимости лесопромышленного комплекса как для экономики страны, людей, работающих в ЛПК, так и для экологического состояния лесов России – «лёгких планеты», развитию этой отрасли всегда уделялось большое внимание. Его возглавлял Министр лесной промышленности – член Правительства. Уже 30 лет такого министра нет.

Кто является Стратегом лесопромышленного комплекса сегодня

Вероятно с тем, чтобы как-то закрыть этот пробел, 18 декабря 2007 г. при Правительстве был образован Совет по развитию лесного комплекса. Председателем Совета стал первый вице-премьер Правительства.

Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. N 1508 Совет по развитию лесного комплекса был преобразован в Правительственную комиссию по вопросам развития лесного комплекса.

Правительственная комиссия по вопросам развития лесного комплекса является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций и предпринимательского сообщества по вопросам разработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере развития лесного хозяйства и лесной промышленности (далее - лесной комплекс).

Комиссию возглавляет председатель Комиссии - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, на которого возложена координация работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в сфере лесного комплекса.

Однако имеет ли первый вице-премьер, наделённый в Правительстве рядом других, еще более ответственных обязанностей, полноценно выполнять роль «Полководца» ЛПК?

По той же причине «Полководцем» ЛПК нельзя считать Министра промышленности и торговли.

Каждый день практической деятельностью в области лесопромышленного комплекса занимается директор Департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса.

Следовательно, он и является «Полководцем» ЛПК.

Роль почётная. Но имеет ли «Полководец» и его «штаб» в десяток человек достаточно полномочий и возможностей полноценно выполнять высокие обязанности?! Ответ очевиден.

Лесному комплексу нужен единый орган управления

Специалисты лесопромышленного комплекса ещё в Советский период считали, что наличие двух лесных ведомств, осуществляющих руководство лесным хозяйством и лесопромышленным комплексом, часто проводящих противоречивую политику, является вредным для экономики страны. Работа двух ведомств очень тесно взаимозависима. Результаты работы каждого из них всецело влияют на результаты работы другого. Таким образом, работа в едином органе управления может сблизить позиции сторон и повысить эффективность работы комплекса.

Лесной комплекс глазами общества

В сознании общества давно укоренился «аксиома», суть которой заключается в том, что хранителями леса являются работники лесного хозяйства, в то время как лесозаготовители - это варвары, истребляющие лес. И это можно понять: вид лесосеки после её разработки современными машинами с брошенной древесиной, с развороченным грунтом лесосеки – зрелище не для слабонервных.

Да и вообще рубка леса ассоциируется у человека с чем-то разрушительным. Все помнят строчку стихотворения Некрасова: «Плакала Саша, как лес вырубали…».

Кто больше любит лес?

Даже специалисты не все знают другие слова, касающиеся рубки леса. Это слова великого русского лесовода Георгия Фёдоровича Морозова, который считал, что «рубка леса есть синоним его возобновления».

Действительно, в лесу, как и в человеческом обществе, должен соблюдаться баланс молодого, подрастающего и спелого леса. Этого баланса и позволяет добиться грамотно организованная рубка леса.

Так кто же больше заинтересован в качественном лесе – лесовод или лесоруб? Уверен, большинство скажут – лесовод. Ведь он выбрал лесохозяйственный факультет из любви к лесу.

Соглашусь, многие по любви. Однако многие и по расчёту. Это те, кому «не по зубам» сопромат. Да и любовь, как показывает жизнь, явление часто проходящее.

Лесоводы – это, по сути, лесные агрономы, которые могут допускать ошибки в решении технических вопросов или вообще не способны их решать. А технических вопросов в лесном комплексе множество. И от решения именно технических проблем, связанных с заготовкой и переработкой древесины, зависит эффективность работы ЛПК, то есть количество средств, которые можно заработать и направить на развитие лесного комплекса, включая лесное хозяйство.

Хороший, качественный лес нужен именно тем, кто зарабатывает на его эксплуатации - лесопромышленникам.

Таким образом, во главе лесного комплекса должен стоять технарь – профессионал лесопромышленного комплекса.

Именно этого боятся работники лесного хозяйства. Один крупный специалист лесного хозяйства, которого я уважаю, в ответ на мой вопрос о целесообразности создания единого органа управления лесным комплексом, сказал мне буквально следующее: «Лесохозяйственники никогда не согласятся с этим, поскольку они окажутся в комплексе на вторых ролях».

Вот вам и вся их любовь к лесу. Ради своих амбиций лесохозяйственники, вероятно, грудью встанут против создания единого органа управления лесным комплексом.

Следует добиться создания лесного комплекса

В настоящее время первоочередной задачей является реализация Стратегии развития лесного комплекса, повышение эффективности его работы. Как я уже писал, Стратегия имеет множество ошибок принципиального характера.

Ошибки, допущенные в Стратегии, придётся исправлять на ходу. Это может сделать только супер-профессионал ЛПК, обладающий аналитическим мышлением и проявивший себя на руководстве крупным предприятием ЛПК.

Ему придётся очень не просто. Выросло целое поколение людей, которые молятся на харвестеры и форвардеры. Они сумели обратить вспять историю развития технологии лесозаготовок в нашей стране. Перевести вектор развития технологии на верный курс будет сложно.

О технологии, наиболее эффективной для условий нашей страны, читайте в статье «Сортиментная технология эффективнее хлыстовой?».

Как я уже писал в статье «Лесному комплексу нужен современный Орлов», пример решения подобных масштабных задач в недалёком прошлом в лесопромышленном комплексе имеется

В пятидесятых годах прошлого века под руководством Министра лесной промышленности СССР Георгия Михайловича Орлова была выполнена огромная работа по переводу лесозаготовительной промышленности страны на не имеющую аналогов в мире технологию заготовки и вывозки древесины хлыстами и деревьями.

Эта колоссальная по своим масштабам работа министерством была выполнена в кратчайший срок – за пять лет. Результатом этой работы был рост производительности труда в лесозаготовительной промышленности на 10 процентов в год, на 50 процентов за пятилетку.

-2

Георгий Михайлович Орлов

С учетом того, что в стране уже имеется Федеральное агентство лесного хозяйства Рослесхоз, имеющее достаточно полноценную структуру, создание на его базе единого органа управления лесным комплексом не представит большой сложности. Рослесхоз можно практически без затрат преобразовать в Федеральное министерство лесного комплекса, добавив в его структуру департаменты развития лесопромышленного комплекса, лесного машиностроения и энергетики (комплекс может быть полностью обеспечен собственной тепловой и электрической энергией на базе древесного топлива), а также пополнив ряд имеющихся департаментов специалистами – профессионалами лесопромышленного комплекса. Возглавить его должен профессионал, проявивший свои организаторские способности на крупных объектах лесопромышленного комплекса – современный Министр Орлов.

Президент РФ В.В. Путин на совещании в формате видеоконференции по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса 29.09.2020 г. поручил правительству выстроить «эффективную вертикаль управления в лесном комплексе».

Правительству пора выполнить поручение Президента и создать единый орган управления лесным комплексом.

Создание единого органа управления потребует пересмотра положения Лесного кодекса относительно контрольных и надзорных функций, поскольку он не может контролировать сам себя. Эти функции, вероятно, целесообразно передать Минприроды России.

Лесной комплекс – на хозрасчёт и самоокупаемость

В настоящее время лесопромышленный комплекс имеет массу проблем. Следует реструктурировать лесозаготовительную промышленность, развивать переработку древесины, возрождать лесное машиностроение, науку ЛПК. На всё это потребуются значительные финансовые ресурсы, которые придётся просить у государства.

Но лесному комплексу не годится ходить с протянутой рукой! В Советский период он был и должен снова стать рентабельным.

Следует, на мой взгляд, поставить вопрос о переводе Лесного комплекса на хозрасчёт. При грамотном управлении Комплекс должен стать достаточно рентабельным, чтобы иметь собственные средства на развитие.

Следует вернуть монополию на внешнюю торговлю лесобумажной продукцией. Тогда средств будет достаточно и на развитие самого комплекса, включая строительство новых предприятий, в том числе ЦБК, на развитие лесной науки, лесного машиностроения и на воспроизводство леса.

Тогда и вопрос о плате за лес на корню отпадёт сам собой. Её оплатят не лесозаготовители, как сейчас, а весь лесопромышленный комплекс, что справедливо.

Думаю, взаимоотношения лесного хозяйства и лесопромышленников могут измениться только при создании юридически настоящего Лесного комплекса.

Канал Дзен Валерия Суханова

#лес #лесная промышленность #лесозаготовка #лесноехозяйство #леснойкомплекс #леснаяпромышленность #леснойфонд #лесовосстановление #экспертурал