Найти в Дзене
Kinoryba

John Mayall – Blues From Laurel Canyon (1968)

Майалл продолжает свои приключения с концептуальными альбомами и британско-американской психеделией, которые он начал в Bare Wires – но на этот раз уже без джаза. Описание его пребывания в Лос-Анджелесе музыкально получилось тяжелым, хмурым, агрессивным и психеделическим, хотя Майалл там совершенно явно отдыхал и писал новый материал. Зато – весь альбом – чистый, совершенно внятный блюз. Пластинка записана квартетом и все так же с участием Мика Тэйлора, которого пока еще не умыкнули The Rolling Stones. Vacation - пьеса, с которой начинается альбом – размышления автора, самолет которого садится в LA – и музыка крайне тревожная, мрачная – рев самолета, барабанная дробь, далекий орган, вступает тяжелый бас – самолет сел. Просыпается гитара – и Тэйлор задает жару такого, что понятно – альбом утонет в блюзе – и мы вместе с ним. Соло Тэйлора здесь – блестящее, агрессивное, тяжелое – и песня мгновенно переходит в Walking On Sunset – темп не падает, жесткий, тяжелый блюз с резкой гармошкой, энергичный, устремленный вперед – не вялая прогулка, а почти бег, подстегиваемый свингующей ритм-секцией – и такое же стремительное соло на гармошке в финале. Без паузы – перекур – медленный, с вибрато гитары и фортепиано – блюз Laurel Canyon Home - обретенный дом, долгожданный покой. Вполголоса вокал – и очень драматургически выстроенный, почти актерский, импровизируюший рояль, Майалл вообще на этом альбоме все делает прекрасно. Чувствуется, что отдохнул в LA. Снова психеделическое вибрато – один аккорд – и железная гитара, наезд всего квартета, громко, мощно, с жесткими глиссандо на органе, машиной ударных, толчками баса, и анормальное, с измененным состоянием сознания, соло слайд-гитары на фоне парящих, вибрирующих звуков клавиш. Подхватывает гармошка – отрывисто, плавая в одноголосой партии и снова без пауз – в тяжелый гитарный рифф странно мрачной Ready ToRide – тяжелая любовь взрослого блюзмена. Совершенно «черный» блюз белого Майалла. Торжественные аккорды – вступление к медитативному Medicine Man c далеким томом, грустной гармошкой и настроением всепоглощающего одиночества. Зато дальше – импровизирующий в пустоте орган, тикающие часы ритм-секции, энергичная ритм-гитара и полный сил голос Майола – Somebody’s Acting Like A Child. И снова Тэйлор вступает, начинает и выигрывает. Перейдя от ритм-гитары к соло он продолжает играть до конца песни – ближе, дальше, громче, тише, нов се время в строю. Отвечает на фразы гармошки, голоса и растворяется в темноте вместе со всем бэндом. Еще один чисто английский блюз- The Bear - отдаленно напоминающий Fleetwood Mac – по началу и переходящий в чисто американский, меняющий рисунок, приближаясь вплотную из глубокой реверберации вступления, с яркой и жизнерадостной партией гитары Тэйлора, с расслабленным пением Майолла, c кабацким, салунным фортепиано, мягким пришептыванием хэта и настроением умиротворения и легкого разгула под игривое соло Тэйлора. Miss James – приджазованная пьеса и хаммонд-органом в духе Джимми Смита, First TimeAlone – совершенно прекрасная песня – блюз - не блюз, просто замечательная и трогательная песня о любви – тихая, как и все самое важное, далекий психеделический орган и голос Майолла – нежный, насколько это у него возможно и пренебрегающий чистотой музыкальных интонаций в пользу драматургии – и это звучит очень здорово. Песня совершенно выпадает из общего музыкального контекста альбома – громкого, жесткого и агрессивного – и в силу этого, кажется вершиной, главной изюминкой всей пластинки. Ради этого, в общем, и был весь предыдущий шум. И последующий. Long Gone Midnight – на простой песне Тэйлор играет очень непростые вещи и разговаривает звуком гитары наравне с голосом Майолла – без вау-вау, без обработок, только за счет фразировки. Ну и – пора домой. Fly Tomorrow – девять минут осмысления происходящего и случившегося. Почти из тишины – голос и перкуссия. Бас. Тихонько. Гитара - нота, еще нота. Вибрато. И вдруг понимаешь, что гитара уже вовсю играет – подкравшись незаметно. И играет не одна. И уже перекличка двух гитар с органом. Метание духа. Один дом там, другой дом – здесь. И что делать? Только играть. Песня набирает силу, раскачивается, гитара Тэйлора, орган Майолла, барабаны включаются в полную силу – первый раз на альбоме, зато от души. У Тэйлора здесь просто бенефис, именины сердца. Он пытается прорваться сквозь стену звуков органа и навал ритм-секции – и прорывается Одна из самых «роковых» вещей Майолла. Орган хрипит, гитара уже просто бесится сзади, выходя иногда вперед и снова сметаемая тайфуном звуков группы. Сумасшедшие дроби ударных – и все затихает. Гитара с вибрато висит в воздухе, перкуссия, стоп. Запись окончена. Великолепная пластинка, набор отличных песен Майолла, лаконично и от души сыгранных, связанных одной мыслью – классика английского блюза.