Найти в Дзене
Исследуем Кавказ

Из Баварии на Кавказ с любовью...

Оглавление
Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года. 1864 г.
Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем А. И. Барятинским 25 августа 1859 года. 1864 г.

Авторы блогов, статей, посвященных Кавказу, Кавказской войне, чаще всего иллюстрируют статьи гравюрами немецкого художника Теодора Горшельта (1829–1871). Сегодня хочу рассказать об этом интересном человеке, который мечтал о Кавказе с юношества, а потом стал самым известным баталистом.

-2

Край суровых гор и бесстрашных абреков

Горшельт стал непосредственным участником военных действий против #черкесов, был свидетелем пленения #Шамиля.

Тема #Кавказской войны зародила отдельное течение не только в российском, но и мировом искусстве. В край свободолюбивых горцев устремились поэты, писатели, художники. Суровые горы, необычайной красоты природа, удивительные с европейской точки зрения традиции и обычаи, независимый характер людей привлекали в край русских и иностранных художников.

Картины, посвященные Кавказской войне, являются бесценным источником для изучения истории региона. Они лучше официальных докладов и рассказов писателей воссоздают облики бесстрашных абреков, передают картины кровопролитных битв, изображают жизнь и быт кавказцев.

Черкесы.
Черкесы.

На Кавказ

На Кавказ, представления о котором сформировались по романтическим описаниям поэтов и писателей, художник стремился с юности. Всего он пробыл в регионе пять лет.

Теодор #Горшельт состоял волонтером при штабе главнокомандующего русскими войсками на Кавказе князя А.И. Барятинского. Был награжден различными орденами, в том числе памятным крестом в честь покорения Кавказа.

По многочисленным зарисовкам и впечатлениям создал целый цикл картин, посвященных горцам и Кавказу. Сопровождал императора Александра II в инспекторском объезде Кавказской армии и в поездке по Крыму.

Штурм укреплений Гуниба. 1867 г.
Штурм укреплений Гуниба. 1867 г.

Восхищение Лондона

После возвращения в Мюнхен создал картину «Пленный Шамиль перед князем А. И. Барятинским». За полотно «Штурм укреплений на горе Гуниб» на Всемирной выставке в Париже получил золотую медаль. Другой рисунок - «Бегство лезгинских всадников с возвышенности» - вызвал восхищение у лондонских любителей-коллекционеров.

Тему Кавказской войны автор посвятил огромное количество картин и рисунков. Их сюжеты разнообразны. Иногда рисовал по памяти, тем удивительнее четкость деталей.

Кавказ у Горшельта настоящий. Его рисунки удивляют простотой, правдивостью. Художник по-настоящему передал дух и атмосферу Кавказа 19 столетия. Наверное, поэтому картины, рисунки остаются популярными сегодня, в век информации и искусственного интеллекта.

-5

-6