Свершилось! Уже много лет моя тётя (старшая сестра мамы) грозилась уволиться из школы. Решалась-решалась, и, наконец, решилась написать заявление в этом году, когда ей уже исполнилось 60. Ушла бы и раньше, ведь здоровье уже не то, а работа всё-таки нервная, но кое-что держало. В первую очередь, это была привычка, ведь если 40 лет отдать школе, то навсегда уйти из неё очень непросто. А другая причина, держащая в школе многих учителей возрастом 60-70+, но о которой очень не любят говорить, это деньги.
Кого бы из пожилых и продолжающих работать учителей я не спрашивал, что их держит в школе при наличии пенсии (как правило, после монолога о том, как всё сейчас в образовании плохо, особенно в сравнении с СССР), то ответ всегда был до боли типичен: нужно на что-то жить/оплачивать кредит/ипотеку или надо помогать финансово детям или внукам. И это не удивительно — цены-то растут, а за кредиты надо платить.
Например, в декабре родители продали квартиру в Благовещенске. Купила её молодая супружеская пара в ипотеку сроком на... 30 лет.
Финансовый вопрос остро стоит у простого населения, в том числе и учителей. Например, я — молодой специалист, со всякими молодёжными и дальневосточными надбавками в октябре 2015 года за 2/3 ставки получал 13057 рублей до вычета налогов.
Не густо. А вот в школе с 2020 по 2021 год за две полноценные рабочие ставки я получал 35 тысяч. Тоже совсем негусто, однако по меркам Амурской области (глубокая провинция) это хорошая зарплата, без шуток. Нужно очень постараться, чтобы найти не связанную с вахтой работу с зарплатой 40+ тысяч (это предел мечтаний).
Вот поэтому и пытаются держаться за свои места учителя, несмотря на все фокусы с оптимизациями, инновациями и прочими реформами в школе, ведь больше негде работать, особенно в сёлах и деревнях. Да и, честно говоря, деньги всё равно не бог весть какие: всё строго по рецепту Дмитрия Медведева, который словами «учителя, идите в бизнес» и «денег нет, но вы держитесь» обессмертил своё имя в веках.
Вот такой парадокс: вроде бы и зарплата учителя никакая, но без работы в школе денег не будет вообще, из-за чего и держатся пожилые педагоги (в провинции уж точно) за эту работу. Что интересно, в свою очередь администрация школ уже держится за пожилых педагогов, ибо в глубинке найти им замену просто нетривиальная задача. Не идёт в школы работать молодёжь (тем более в деревенские), а если кто-то и идёт, то спустя пару лет при первой возможности бежит оттуда не оборачиваясь из-за плохих условий труда и лютого безденежья.
Вот такая она, профессия учителя. С одной стороны, это одна из самых важных профессий в принципе, а с другой стороны, самая непрестижная, трудная и низкооплачиваемая в нашей стране. «Старички» уходят, замена не приходит, а что из-за этого будет дальше... Ох, лучше не думать о том, что будет дальше, но это точно будет не радуга с розовыми единорогами. По крайней мере, не у нас уж точно.