Выбор профессора школы филологии гуманитарного факультета НИУ ВШЭ Олега Лекманова.
1. Джон Рид – «Десять дней, которые потрясли мир»
Знаменитая книга американского журналиста и поэта представляет собой развернутую восторженную хронику октябрьского переворота, горячим сторонником которого журналист являлся.
2. Иван Бунин – «Окаянные дни»
Книга Ивана Бунина «Окаянные дни» представляет собой художественно обработанные дневники писателя 1918 – 1920 гг., которые велись им в революционной Москве и в Одессе. Как и многие его современники, Бунин сопоставлял октябрьский переворот с Великой французской революцией конца ХVIII века, видя в большевистских вождях прямых продолжателей безжалостных лидеров кровавого термидора. Бунинские «Окаянные дни» были заряжены столь лютой ненавистью к новым правителям России и к большевистским порядкам, что ошеломлены были даже те, кто входил в ближайшее к писателю окружение.
3. Александр Блок – «Двенадцать»
Как известно, после того, как Блок написал и опубликовал эту свою поэму, многие из его друзей отказывались при встрече пожимать поэту руку – они восприняли «Двенадцать» как прославление октябрьского переворота. А тот же Бунин обозвал поэму «галиматьей» и проклял Блока за «чудовищные низости». Конечно же, современники поняли «Двенадцать» упрощенно, но их понимание было в целом верным. Блок, действительно, воспел большевистскую революцию.
4. Николай Олейников – «Боевые дни»
При жизни Николай Олейников был известен как автор прозы для детей – энергичной, экспериментальной и экономной. Как бы в подражание блоковской поэме, «Боевые дни» состоят из небольших главок, только не двенадцати, как у Блока, а одиннадцати. Декреты, листовки, короткие документальные свидетельства, подчиняясь принципу монтажа, соседствуют у Олейникова со смешными и драматическими сценками, задача которых состояла в передаче атмосферы переворота и удержании внимания юных читателей.
5. Михаил Булгаков – «Белая гвардия»
Этот роман, написанный о последствиях октябрьского переворота и о главных противоборствующих силах, образовавшихся в России из-за переворота, сопровождается двумя эпиграфами. Первый из «Капитанской дочки» Пушкина – о буране; второй – из второй главы Апокалипсиса – о грядущем Высшем суде над людьми. Собственно, этот вопрос: «Как сберечь честь в условиях надвигающегося Апокалипсиса?» и является центральным для всего булгаковского романа.
Понравилась статья? Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на Правила жизни.
#история #историяроссии #революция #революция1917 #книги