Найти тему
Географ и глобус

Жемчужина, погубившая море. История знаменитого Каракумского канала

Оглавление

"Голубая жемчужина Средней Азии" – именно так помпезно и возвышенно называли в советские годы этот канал. "Гордость советского Туркменистана" навсегда решила главную проблему этой республики, принеся на ее пустынную землю долгожданную воду. Только какой ценой это было сделано? Тогда никто даже и не помышлял что строительство грандиозного Каракумского канала приведет впоследствии к экологической катастрофе. Экономика была важнее. Именно она говорила, что приход огромного количества пресной воды позволит превратить пустыню в земледельческий рай. А что в итоге? И рай не настал, и Аральское море исчезло. Однако обо все по порядку.

Каракумский канал/ © mediazona.ca
Каракумский канал/ © mediazona.ca

От Петра Великого до Иосифа Сталина

Идея строительства водного пути в Центральную Азию волновала еще Петра I. Отправной точкой государь видел безбрежное Каспийское море, от которого он хотел проложить водный маршрут в восточном направлении через Хорезмское ханство.

Однако та задумка так и осталась на уровне идеи, хотя, как говорят историки, экспедицию к Каспию император все же снарядил. После этого к возможности строительства водного пути возвращались неоднократно. И в самом деле, Каспийское и Аральское моря разделяла полоска земли шириной полтысячи километров. Технически совсем несложно прокопать между ними канал. А там уже открываются поистине безграничные возможности, от которых захватывало дух. Виданное ли дело – сплавившись по Волге, можно через Каспий попасть в Арал и дальше вверх по Амударье в самое сердце Средней Азии!

Но все проекты оставались таковыми, не покидая пределы пыльных кабинетов. И только в послевоенные годы дело сдвинулось с мертвой точки. Главный Туркменский канал – такое должно было быть название у грандиозной водной артерии, которая должна была соединить низовья красавицы Амударьи с водами седого Каспия.

Русло Главного Туркменского канала/ © sovrus.com
Русло Главного Туркменского канала/ © sovrus.com

Проект был масштабным. Помимо судоходства на будущем канале планировалось возвести каскады ГЭС и навсегда снять проблему электроснабжения всего среднеазиатского региона. Всем был хорош Главный Туркменский, но ключевая его беда заключалась в том, что решение о строительстве было принято слишком поздно.

Его даже не начали по-настоящему копать, лишь только организовали два крупных лагеря заключенных в месте начала строительства, да завезли материалы и технику. Смерть Сталина навсегда поставила крест на Главном Туркменском канале. Хотя тогда его строительство всего лишь приостанавливали, якобы на время, но это самое время впоследствии совершенно изменило все приоритеты.

Во имя хлопка

Ведь чем был Туркменский канал? Водным путем, соединяющим два моря – да! Источником будущей электроэнергии – тоже да! Но вот проблему питьевой воды в засушливых районах Средней Азии он совсем не решал. Поэтому в 1954 году, через год после закрытия первого проекта, возник второй – совершенно иной.

Упор решили сделать не на энергетике и судоходстве, а на орошении и мелиорации. Для этого решили возводить канал принципиально иной направленности. Жизнь новой стройке дала полноводная Амударья, несшая свои бурные капризные воды к Аральскому морю. В 1954 году близ туркменского поселка Басага был дан старт новому грандиозному проекту – строительству "голубой жемчужины" Средней Азии Каракумскому каналу.

Строительство канала/ © vokrugsveta.ru
Строительство канала/ © vokrugsveta.ru

Строили его довольно быстро. Уже в 1959 году была сдана первая очередь – 400 километров водной артерии, которая прошла по самым засушливым районам Каракумской пустыни. Через 7 месяцев питьевая вода пришла в город Теджен. А в 1962 году канал дошел до Туркменской столицы – города Ашхабада. Одновременно на его пути сооружались крупные водохранилища, а параллельно со строительством шло расширение уже возведенных участков.

За короткое время в советский Туркменистан пришло столько воды, сколько его старожилы не видели за всю свою жизнь. Во вчерашней пустыне зазеленели оазисы, в буйный рост пошел хлопок – белое среднеазиатское золото, в городах забили высокие фонтаны.

А канал все продолжали копать дальше, подключая к орошению все больше и больше засушливой земли. Закончили его строить в 1988 году, и после этого некогда самая отсталая среднеазиатская республика вмиг обрела вторую жизнь, обогнав по уровню благосостояния населения даже более развитый Узбекистан.

Катастрофа

Все благополучие и счастье дала Туркменистану вода, которая широким потоком текла по Каракумскому каналу. Но еще на этапе строительства канала мало кто обращал внимание на первые тревожные звоночки. А зря. Дело в том, что канал забрал у Амударьи разом 45% ее стока. Представляете, почти половина всей амударьинской воды пошла совсем в другом направлении! Как вы думаете, могло это все пройти без последствий для самой реки?

Снижение уровня Аральского моря/ © camonitor.kz
Снижение уровня Аральского моря/ © camonitor.kz

Конечно, нет. Поэтому в 1971 году Амударья впервые за всю свою историю не смогла дойти до Аральского моря. Мало того что половина ее стока ушла в Каракумский канал, так еще и оставшиеся воды бешеными темпами забирали на орошение в Узбекистане. Страна на-гора давала миллионы тонн хлопка, а ведь его посевы надо было постоянно орошать...

То, что произошло впоследствии с Аральским морем знает каждый образованный человек – оно перестало существовать. Море просто-напросто высохло, лишившись за несколько десятков лет полностью всей воды, которую в него несли две речных сестры – Амударья и Сырдарья. На месте бывшего морского дна ныне гуляет ветер, поднимая тучи ядовитых веществ, бывшие раньше удобрениями, которые щедро текли с полей в реки. Там нет никакой жизни, там сложно находиться, там невозможно дышать. На месте Аральского моря теперь безжизненная пустыня и имя ей Аралкум.

Аралкум – новая пустыня на карте Земли/ © orchid-eya.livejournal.com
Аралкум – новая пустыня на карте Земли/ © orchid-eya.livejournal.com

Конечно, было бы несправедливо огульно обвинять в произошедшей экологической катастрофе только один Каракумский канал. К трагедии привели и бесконтрольный забор воды из обеих рек, и общее повышение засушливости в регионе и даже пресловутое глобальное потепление. Но спусковым крючком, триггером, как это модно нынче говорить, стало строительство Каракумского канала. И это не будет отрицать ни один эколог.

Утекай...

А что же сейчас творится с Каракумским каналом? 1400-километровая водная артерия продолжает обеспечивать пресной водой весь Туркменистан. Около четверти поступающей в канал воды теряется в самом его русле в результате фильтрации, заиливания дна и испарения воды. Оставшаяся влага методично разбирается на орошение. Заканчивается канал неприметными трубами, в которые уходит оставшаяся вода. Говорят, по трубам она доходит до самого Красноводска, города на берегу Каспия (сейчас это город Туркменбаши). Почему говорят? Да потому что Туркменистан очень закрытая страна и к своей промышленности она никого не подпускает.

А что до мелиорации, то оно в Туркменистане ведется дедовским, еще советским способом. Вместо современного капельного полива там используют сплошное орошение. В результате этого на каждый литр драгоценной пресной воды, необходимой для полива, приходится 110 литров, тратящихся почем зря. За один год эта страна тратит воды, больше, чем вся Германия, у которой население больше в 14 раз! Зато роскошные фонтаны Ашхабада входят в книгу рекордов Гиннесса.

Ашхабадские фонтаны/ © e-cis.info
Ашхабадские фонтаны/ © e-cis.info

Всё же наши предки умели распоряжаться водой куда как грамотнее, чем нынешние руководители, которые за каких-то 50 лет смогли угробить и Амударью, и Аральское море.

Аральское море, водоем, куда несла свои воды красавица Амударья, ныне представляет собой печальное зрелище. Нет, оно не высохло полностью, северную часть Арала даже пытаются спасти. Но вот южная потеряна для нас навсегда. Впрочем, подробно об этом здесь 👇:

(При написании статьи использовались материалы с сайтов: ru.wikipedia.org; mediazona.ca; vokrugsveta.ru)

P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.