Своего отца Николай совсем не помнит. Он утонул, когда мальчишке не исполнилось ещё и года. До окончания школы мальчик жил с мамой в деревне. Мария из кожи вон лезла, чтобы её сын выглядел не хуже других.
Замуж она больше не вышла. Не смогла предать память любимого мужа. О том, как трудно ей было поднимать сына, знает лишь она сама, да промокшая от слёз подушка.
После школы Коля уехал в город, где поступил в медицинское училище. Стать медбратом он мечтал с детства. Мария очень гордилась его мечтой.
- Коленька, ты учись. Хорошо учись, - всякий раз повторяла она при встрече, - сколько смогу, помогать тебе буду. А там, глядишь, и в институт поступишь, доктором станешь.
Николай был благодарен ей за самоотверженность и старался оправдать надежду матери.
И у него всё сложилось. Окончив училище, парень поступил в медицинский университет, на пятом курсе женился на Дине - дочери ректора, интернатуру прошёл в лучшей больнице. Со временем (не без участия тестя) стал заведующим хирургическим отделением.
К сожалению, в родной деревне Николай бывал всё реже и реже. Мария не обижалась на сына, понимала – он человек занятой и нужен людям. О том, что ей он нужен больше, старалась не думать и не досаждать сыну жалобами на свою трудную деревенскую жизнь .
Прошли годы. Мария состарилась. Ухаживать за собой и домом ей становилось всё труднее. Она всё сильнее тосковала по сыну. Когда Николай решил забрать её в город, пожилая женщина только обрадовалась.
В большом загородном доме Дина отвела свекрови маленькую комнатку, больше похожую на чулан. Марии было всё равно. Главное, что рядом - любимый сын и лучшая в мире внучка. Ключевое слово - "рядом", но не с ней.
Николай сутками пропадал на работе, у Альки в голове навеки "поселилась" любовь к сокурснику, а снохе вообще было не до свекрови.
Более того, Мария раздражала Дину настолько, что скрывать неприязнь к матери мужа той становилось всё труднее.
- Дорогой, Мария Степановна сегодня опять пролила на пол чай, - в очередной раз жаловалась она супругу, - вчера твоя мать положила свои вещи в стиральную машину вместе с нашими! А позавчера она забыла смыть за собой унитаз. И сколько всё это будет продолжаться?
Николай просил жену потерпеть:
- Дина, это же моя мама. Прошу тебя, будь к ней снисходительнее. Она освоится и всё будет нормально. Ты же понимаешь, в деревне ей одной жить нельзя.
- Так устрой свою маму в интернат для пожилых людей, - не унималась недовольная жена, - там ей будет лучше. Ведь мы постоянно заняты, и Марии Степановне даже поговорить не с кем.
- Что ты несёшь!? Думай хоть немного головой, а не пятой точкой, - сердился Николай и уходил работать в свой кабинет.
Но Дина не сдавалась. В отсутствие мужа она изводила свекровь придирками, замечаниями, упрёками, надменным тоном, неуважением к её возрасту.
И Мария не выдержала. Однажды она сказала сыну:
- Коленька, может и вправду в доме престарелых мне будет лучше? Не хочу быть для вас обузой... А там подружусь с кем-нибудь... Привыкну... По выходным вы с Алечкой будете меня навещать.
И невольно подумала: «Если будете».
Николай лишь рукой махнул:
- Вы с Диной сговорились, что ли? Впрочем, делайте, что хотите. Возражать не буду. С моей работой я сам себе не принадлежу. Может быть, тебе и вправду там будет веселей. Мам, ты не переживай, содержание я буду оплачивать. Нуждаться ни в чём не будешь.
После оформления необходимых документов, он сам отвёз мать в интернат.
Посмотрел комнату, в которой Марии Степановне предстояло провести остаток жизни, познакомился с её соседкой, заглянул в столовую, "бытовку", актовый зал, медпункт. Безусловно, обстановка не домашняя, но жить можно.
- Тебе здесь нравится, - спросил он маму, - или тебя что-то не устраивает? Ты чего-нибудь хочешь?
«Только быть рядом с вами, а когда мой час придёт, умереть в окружении родных» - подумала Мария Степановна, а вслух твёрдо произнесла:
- Всё хорошо, сынок. Поезжай домой. Если что, я позвоню тебе или Алечке.
Николай обнял мать, чмокнул в морщинистую щёку, вдохнул запах её седых волос и вышел из комнаты. Она трижды перекрестила родное чадо и горько заплакала.
Всю дорогу домой неблагодарный сын чувствовал себя предателем. На душе было гадко, сердце сжималось от жалости к маме, окружающий мир казался серым и злым.
Дома его встретили заплаканная Алька и довольная Дина.
- Ну, как всё прошло, - спросили они в один голос.
- Мерзопакостно, - угрюмо ответил Николай и пошёл в мамину комнату.
Здесь всё оставалось на местах, как будто Мария ненадолго вышла и сейчас вернётся. На столике у кровати стояла его детская фотография. рядом с подушкой он заметил карманный молитвенник.
-Забыла, - тихо сказал Николай, затем обвёл взглядом каморку Марии и вздрогнул от собственной мысли: «Какая же я сволочь. Маму, СВОЮ маму увёз доживать в казённый дом! Господи, зачем я пошёл на на поводу у жены?!».
Он кинулся к двери, рванул её так, что та едва не слетела с петель, и быстрым шагом направился к выходу.
- Ты куда, – удивлённо спросила Дина.
- За мамой. И совестью, которую тоже оставил ТАМ, - ответил на ходу Николай.
- Я с тобой, - побежала за ним Алька.
- Вы с ума сошли? – крикнула им вслед Дина, но они её уже не слышали.
Дорогие читатели, эта история написана со слов подписчика канала. Прототип Николая сам попросил рассказать её - другим в назидание. С того времени прошло почти два года, а он до сих пор не может простить себе, что СМОГ так поступить с родной матерью. Хотите поговорить на эту тему? Пишите свои мысли в комментариях.
Здесь другая жизненная история, которая тоже закончилась благополучно.