Про русскую-народную "Камаринскую" читали хотя бы в школе многие, да немногие могут напеть, и еще меньше - вспомнят слова.
А надо сказать, что эта песня была народным шлягером много веков, господами запрещалась, исполнителям доставалось, а популярностью она могла затмить любой отечественный т. н. шансон, и является подлинной квинтэссенцией понятия "блaтнaя-хороводная".
Ах ты (чей-то) сын,
Камаринский мужик.
Не желает
Своей барыне служить.
* * *
Завернув штаны
По улице бежит,
Он бежит-бежит,
(создавая реактивную тягу)
Свои штаники поддергивает.
* * *
Он бежит-бежит -бежит,
Спотыкается,
Над барыней - сударыней
Насмехается.
Картузишко нахлобучив набекрень,
У трактира ошивается весь день:
Бороденочка козлиная,
Ни короткая, ни длинная,
и т. д.
Так кто был этот предерзостный "камаринский мужик", что в чинопочитании столь неусерден, что даже песню об этом сложили и частенько исполняли, наусердствовавшись в употреблении горячительного, о распространении которого я писала ранее?
А "мужик камаринский" есть следствие спора славян между собою и русских территориальных приобретений - в 1503 году, по мирному договору между Москвой и Литвой, в состав России отошла Камаринщина, или Комарицкая волость, земля в ту пору почти незаселенная, и попала она "царские земли", то есть числилась по дворцовому ведомству.
По утверждению Д. Святского, в состав Комарицкой волости, кроме Севского уезда, входила также большая часть Дмитриевского уезда Курской губернии до границы, идущей от Калиновки на Гремячее и Дмитриев, и часть Трубчевского уезда. То есть эта земля была ближней Окраиной между Русью и Польско-Литовскими землями.
Кстати, в первоначальном, менее неприличном варианте песни, вместо "барыни", которой мужик служить не хочет, был "барин", и подразумевался сменивший на троне Рюриковичей царь Борис Годунов, которого там не считали особою легитимной, он и был известен в Комарицкой волости под именем "свово барина".
Почему "Камаринщина" или Комарицкая?
Историки утверждают, что так как это было пограничье, где постоянно кто-нибудь на кого-нибудь "набегал" (татары, поляки, литовцы) с сопутствующим сожжением изб, а так же туда кто-нибудь постоянно убегал от закрепощения или уголовного преследования, то там жила масса мужиков-каморников, то есть людей, своего жилья не имевших, и ютившихся у людей более справных или везучих по каморам.
На эту обездоленную и довольно лихую публику цари смотрели "сквозь пальцы", потому что нуждались в колонистах, способных, если что, взять в руки оружие и задержать очередной недружественный визит к Москве.
Так что долгое время на этой окраине селили людей лихого нрава, которым за прощение грехов предписывалось ехать на поселение в опасные места. О том, что Камаринщина была своеобразной "Сибирью" свидетельствует следующий царский приговор от 12 марта 1582 г. :
«а которой в жалобнице или в суде лжет и составит ябеду, ино того казнити торговою казнью, да написати в казаки в украйные города Севск и Курск»
(Акт. ист., I, 271.)
Да, Севск и Курск тогда были "Украина", где тёмное прошлое охотно предавалось забвению, по пословице: «быль - доброму молодцу не в укор».
Примерно в 1592 году на Руси было официально закреплено крепостное право и из центральной России, на земли Комаринщины побежали не желавшие "крепости" крестьяне, и с 1592 по 1603 года дотоле малолюдная область быстро приросла населением.
Самое интересное, что населенная беглыми и ссыльными земля до "великого голода 1601 года" не бедствовала, а вполне бодро расцветала - европейские путешественники описывали Комарицкую волость как большую и многолюдную (117 сел), богатую хлебом, коноплей, льном, мёдом и воском, а черные тягловые крестьяне, населявшие её, кроме пахотной земли, пользовались "сенными покосами", "дикими дубравами", "сосновым бором", промысловыми угодьями: "бобровыми гонами", "рыбными ловлями", "бортовыми ухожьями" (медом от диких пчел).
Борис Годунов, видя, как бодро побежали от кабалы пахари, разрешил делать холопами вольных слуг и мастеровых, проработавших на хозяина некоторое время, и это вылилось в насильственное закабаление каждого, кто прослужил по найму хотя бы час с соответствующим ростом народного недовольства.
А в 1601 году на Руси случилась великая напасть - на протяжении всего лета лили нескончаемые дожди, а в августе (!!!) ударили морозы, так что весь урожай погиб, и в России наступил невиданный доселе голод. Монастыри и богатые бояре укрывали хлеб и им спекулировали, деньги обесценивались, а помещики охотно давали вольные только что закабаленным крестьянам, не желая нести за них никакой ответственности.
Страну наводнил голодный и разбойный люд.
Не осталась в стороне и волость Комарицкая - в сентябре 1603 года там вспыхнуло восстание, охватившее огромную территорию. Предводителем его был атаман Хлопко. Годунов слал против восставших войска, в том числе своего окольничего (придворного) Басманова, "со многою ратью" который был убит восставшими в сражении под Москвой. Сам Хлопко тоже был ранен, пойман и казнен.
Но волнения продолжились, и, более того, усугубились - потому что место мятежного атамана занял Лжедмитрий I, поддержанный поляками. Самозванец не пренебрегал пиаром и рассылал подметные письма, где намекалось, что гнев Божий в виде неурожая и голода постиг страну потому, что Бориска - "царь ненастоящий".
В Комарицкой волости эта логика нашла полное понимание - 24 ноября 1604 года севчане схватили двух своих воевод, скованными отвезли их в Новгород-Северск к Лжедмитрию и известили его о "покорности города Севска со всею Комарицкою волостью".
Вслед за Севском Рыльск и Кромы признали его законным государем.
21 января 1605 года под деревней Добрыничи Лжедмитрий потерпел полное поражение и бежал сначала в Севск, а потом в Рыльск.
А царь же Борис приказал опустошить Комарицкую волость за поддержку, оказанную ее населением Лжедмитрию отдав её "на поток и разграбление" крымским татарам, ему послужившим. Крымчаки поступили с "призом" по своему обыкновению: села были разорены и сожжены, молодых женщин и детей увели в рабство в Крым, а о том, как поступали с теми, кого угнать в силу пожилого или младенческого возраста было нельзя угнать, на ДЗЕНе писать нельзя...хотя это - исторический факт.
Расправа приграничный люд не столько устрашила, сколько разозлила и укрепила преданность оставшихся "чудесно спасшемуся от козней годуновских государю".
Они после даже в известие о его смерти не поверили, и поэтому появление Лжедмитрия Второго о восприняли с ликованием.
В промежутке между двумя Дмитриями, примерно в тех же местах вспыхнуло восстание Ивана Болотникова. С небольшим отрядом, и верным ему воеводой, князем Шаховским (да. это было не чисто крестьянское восстание, как нам рассказывали в школе), отправился Болотников из путивльских в камаринские пределы, собирая под свои знамёна войско. На клич Болотникова отовсюду охотно собирались крестьяне, беднота, беглые холопы, а так же казаки, стрельцы, посадские и даже никоторые «помещики», недовольные "Москвой" и готовые постоять "за вольности старинные".
И то, что сотворили крымские "служаки" с жителями комарицкими, было повторено в отношении поддержавших бывших победителей.
После подавления восстания Болотникова затишье было недолгим, и Лжедмитрия Второго Комарицкая волость, естественно, тоже поддержала.
Так окраинные комарицкие мужики умудрились поучаствовать во всех смутах Смутного времени, и после стали именем нарицательным для человека "нрава бунташного", а песня, собственно, отражает некое "замирение" и перерождение мятежа в дебош, который вполне способен и к обратному переходу.
Поэтому "господа хорошие" данную плясовую очень не любили, и крепостным своим её порой прямо запрещали, а уже широкую популярность, замену "барина" на "барыню" и прибавку неких не совсем приличного содержания куплетов, с этой заменою связанных, она приобрела уже после 1861 года, когда господа своим крестьянам уже не могли выставлять "цензурных требований", а крестьяне вновь оказались обиженными, потому что освободились "без земли".
Так и дожила эта бунташная плясовая до 1917 года, а после уже и забываться начала, бар-то повыпроводили под белы рученьки...
#россия #история россии #смута #смутное время #комаринский мужик
Так как мои исторические раскопки ДЗЕН взялся демонетизировать, то вот
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
и Телега, которая не скрипит и едет
https://t.me/joinchat/ijFlXa8yUpxmN2Qy
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.