Госдума приняла (правда, пока только в первом чтении) закон, устанавливающий новые правила для назначения штрафов. И мы решили вкратце напомнить вам о том, что на данный момент происходит с проверками.
Мораторий и его результаты
Для начала хотим напомнить, что до конца текущего года проверки бизнеса приостановлены (постановление № 336 от 10.03.22 и закон № 46-ФЗ от 08.03.22). Запрещены плановые проверки, внеплановые возможны по согласованию с прокуратурой или по особым основаниям.
По сообщению спикера СФ Валентины Матвиенко проверок стало меньше в 7 раз, по статистике Минэкономразвития в 6 раз. Как сообщил министр экономического развития Максим Решетников, за счёт сокращения проверок бизнес за год сможет сэкономить более 60 млрд. рублей за год.
Однако обращаем ваше внимание, что мораторий на проверки не распространяется на налоговые, таможенные и валютные проверки. И тут, собственно, сэкономленные на одних проверках средства будут всё равно потрачены по другим проверкам.
В ФНС подсчитали результаты выездных налоговых проверок за I квартал 2022 года:
- проведено 2576 ВНП, по 2489 зафиксированы нарушения;
- средний размер доначислений — 65,1 млн. рублей.
Для сравнения за тот же период 2021 года:
- проведено 1536 проверок, зафиксированы нарушения по 1490;
- средний размер доначислений — 36,8 млн руб.
Собственно, остальные ведомства тоже не стоят на месте, например, трудовые инспекции подготовили новые чек-листы для проверок, опубликовано 78 штук. Думаем, и от остальных контрольно-надзорных органов не стоит рассчитывать на послабления по окончании моратория.
Приложение для проверок
Сегодня если нарушается мораторий на проверки, то можно жаловаться на «Госуслугах». А скоро это будет намного проще, т.к. появится специальное приложение для проверок. Оно будет использовать данные реестра контрольных мероприятий, реестра видов контроля и ГАС «Управление» для аналитики проверок. И, в общем, должно упростить всем жизнь и работу.
Его создание было анонсировано в начале июня на совещании Правительства, на котором обсуждали результаты работы по снижению административной нагрузки на бизнес.
Что ещё говорили — количество проверок снижается в 2 и более раз, при этом чаще проводятся профилактические визиты (от себя добавим, что иногда это ничуть не лучше, чем официальная проверка). В частности, в 2021 году проверили 305 тыс. МСП — это треть о количества проверок в 2020 году. Вместо штрафов стали чаще выдавать предостережения и т.д.
Решения ФНС по налоговым проверкам
В ФНС, наконец, дали разъяснения, когда руководитель инспекции может вносить исправления в решение по проверке (письмо № БВ-4-7/5869 от 17.05.22).
В чём проблема — напомним, что сейчас активно идёт переход ФНС на двухуровневую систему управления. Функции упраздняемых инспекций выполняются Управлениями ФНС по субъектам. Центры по досудебному урегулированию споров передаются в межрегиональные ИФНС по федеральным округам. В таких условиях непонятно, как работает норма об отмене вышестоящим налоговым органом решений нижестоящих.
В письме сообщается, руководитель инспекции не может вносить исправления в решение по проверке — если они не в пользу налогоплательщика. Если же исправление пойдёт в пользу юрилица или ИП, то можно вносить.
Раньше руководствовались письмом № СА-4-7/16692 от 22.08.14, в котором говорилось, что менять решение вообще нельзя. Теперь запрет сняли для УФНС, перешедших на двухуровневую систему.
Поправки в КоАП
Напомним, что весной власти уже вносили поправки в Кодекс об административных правонарушениях, мы об этом писали (закон № 70-ФЗ от 26.03.22). В частности, ввели предупреждение за первое нарушение вместо штрафа, убрали двойные штрафы (например, одновременно компании и директору), МСП решили штрафовать как ИП, за несколько нарушений по одной статье один штраф и др.
И вот Госдума приняла новый проект поправок в КоАП, правда, пока только в первом чтении. Там прописано, в частности, что если установлены верхняя и нижняя границы штрафа, то должна назначаться нижняя — при отсутствии вредных последствий или возмещении ущерба.
Что ещё:
- размер штрафа может быть сокращён в 2 раза, если будет уплачен в течение 20 дней со дня его наложения, возможность опротестовать штраф также сохраняется;
- дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом;
- должностное лицо, участвовавшее в мероприятии и возбудившее дело, не вправе рассматривать дело об этом правонарушении и др.
Как считаете, грядёт ли ещё большая либерализация политики проверок и штрафов?
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.