История цвета - это история культурного осмысления отрезков света. Человечество, развиваясь, оплетало разнообразными смыслами красный, желтый, зеленый, синий - связывало видимую часть спектра с духами и богами, властью, коммуникацией, ценностями этики и эстетики. Но никогда эти значения цветов не были связаны с его природной сущностью. То есть, не были физически объективны. Все смыслы цвета - выдумка людей. Культурная, историческая фантазия. Чтобы понять, как и почему появились те или иные значения в палитре, мы с вами заглядываем вглубь тысячелетий...
Начало тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.
Синий в Древнем Китае
Вы же помните, что культура отражается в языке? Язык следует за тем, что человек меняет в своем мире и в своих мыслях о нем - как он понимает природу, что создает. Для всех культурных нововведений требуются "имена" = названия = звуки, иероглифы, слова, словосочетания. Язык - то, в чем оформляется культура. И в китайском - много подобных мировоззренческих тонкостей. Не меньше, чем в русском языке. Культура меняется постоянно, а языки - следом за ней.
Иероглиф 青 («цин») в китайском языке часто ошибочно переводят как «синий». Синему цвету на самом деле соответствует другой иероглиф 蓝 («лань»). 青 – это одновременно и синий, и зеленый, цвет морской воды. Кроме обозначения цвета иероглиф 青означает также «молодой» – связанный с востоком, весной, возрождением и ростом. Эти трудности китайской письменности показывают то, как сложно и многослойно формировалась традиция цветовидения в Китае.
В эпоху Мин синий цвет имел строгую воздушно-космическую направленность: был связан с верховным божеством – Небом.
Храмы, посвященные Небу, покрывали лазурной черепицей, такого же цвета должна была быть одежда чиновников-жрецов, руководящих ритуалами поклонения.
Дальнейшее развитие представлений о мироздании привнесло в мифорелигиозные сюжеты "синие" художественные образы. Появился бирюзовый дракон Цинлун, несущий богатство, защиту от злых духов и иногда разрушение.
Позднее с синим связали космогонические (относящиеся к представлениям о космосе и природе) и антропогонические (связанные с человеком) образы:
- повелитель грома Лэй-гун;
- дух ветра Фэн-бо;
- повелитель Востока Фу-си;
- прародительница мира и людей Ной-ву - Ной-ву – китайское божество женского рода, выполняющее космогонические, антропогонические и апокалиптические функции; описание внешности близко европейской Мелюзине -
- сакральный император Цин Шихуанди.
В период Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) началось упрощение значений синего цвета – он почти полностью ушел из религиозных в повседневные практики. Появилась административная «палитра» - какому сословию что носить, чтобы быть узнанным (идентифицированным). Синий, как и в Японии, стал социальным маркером – ремесленникам и чиновникам предписывалось в повседневной жизни носить однотонные черные или синие халаты.
Такое снижение социальной ценности цвета (вместо богов неба - ремесленники и чиновники низкого ранга) повлияло на изменение значений в негативную сторону. В мифах и сказках появились образы опасных и злых синелицых/синетелых духов или одетых в синюю одежду.
Культурное цветовидение Древнего Китая оказывало довлеющее влияние на территориально близкие культуры, в том числе японскую.
В следующей истории о синем в Индии.