Найти в Дзене
Культ Культуры

История цвета. Китай: синие боги и синие чиновники. И это не про пьянку

История цвета - это история культурного осмысления отрезков света. Человечество, развиваясь, оплетало разнообразными смыслами красный, желтый, зеленый, синий - связывало видимую часть спектра с духами и богами, властью, коммуникацией, ценностями этики и эстетики. Но никогда эти значения цветов не были связаны с его природной сущностью. То есть, не были физически объективны. Все смыслы цвета - выдумка людей. Культурная, историческая фантазия. Чтобы понять, как и почему появились те или иные значения в палитре, мы с вами заглядываем вглубь тысячелетий...

Начало тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.

Синий в Древнем Китае

Вы же помните, что культура отражается в языке? Язык следует за тем, что человек меняет в своем мире и в своих мыслях о нем - как он понимает природу, что создает. Для всех культурных нововведений требуются "имена" = названия = звуки, иероглифы, слова, словосочетания. Язык - то, в чем оформляется культура. И в китайском - много подобных мировоззренческих тонкостей. Не меньше, чем в русском языке. Культура меняется постоянно, а языки - следом за ней.

Иероглиф 青 («цин») в китайском языке часто ошибочно переводят как «синий». Синему цвету на самом деле соответствует другой иероглиф 蓝 («лань»). 青 – это одновременно и синий, и зеленый, цвет морской воды. Кроме обозначения цвета иероглиф 青означает также «молодой» – связанный с востоком, весной, возрождением и ростом. Эти трудности китайской письменности показывают то, как сложно и многослойно формировалась традиция цветовидения в Китае.

-2

В эпоху Мин синий цвет имел строгую воздушно-космическую направленность: был связан с верховным божеством – Небом.

Храмы, посвященные Небу, покрывали лазурной черепицей, такого же цвета должна была быть одежда чиновников-жрецов, руководящих ритуалами поклонения.

Храм Неба в Пекине
Храм Неба в Пекине
-4

Дальнейшее развитие представлений о мироздании привнесло в мифорелигиозные сюжеты "синие" художественные образы. Появился бирюзовый дракон Цинлун, несущий богатство, защиту от злых духов и иногда разрушение.

-5
Ваза династии Мин
Ваза династии Мин

Позднее с синим связали космогонические (относящиеся к представлениям о космосе и природе) и антропогонические (связанные с человеком) образы:

- повелитель грома Лэй-гун;

-7

- дух ветра Фэн-бо;

-8

- повелитель Востока Фу-си;

-9

- прародительница мира и людей Ной-ву - Ной-ву – китайское божество женского рода, выполняющее космогонические, антропогонические и апокалиптические функции; описание внешности близко европейской Мелюзине -

Это одно из поздних изображений Ной Ва (Нюйва). Вообще, она и Фуси - в нижней части тела змеи. Они создали человечество и в конце мира его уничтожат. Китайские альфа и омега. Змееногость этих ребят сближает образы с европейской Мелюзиной. Русский вариант - Баба Яга, которая передвигается в ступе, потому что у нее, вероятно, не ноги, а змеиная нижняя часть тела.
Это одно из поздних изображений Ной Ва (Нюйва). Вообще, она и Фуси - в нижней части тела змеи. Они создали человечество и в конце мира его уничтожат. Китайские альфа и омега. Змееногость этих ребят сближает образы с европейской Мелюзиной. Русский вариант - Баба Яга, которая передвигается в ступе, потому что у нее, вероятно, не ноги, а змеиная нижняя часть тела.
Более древнее изображение Нюй ва и Фу Си
Более древнее изображение Нюй ва и Фу Си
Европейская Мелюзина. Девочка - дочь феи и смертного. По разным версиям: родилась такой; мама прокляла за ненужную месть отцу. Супруг Мелюзины перед свадьбой обещал не подсматривать за ней. Поплатился, как вы догадываетесь. С этим образом не только наша Баба Яга связана, но и наша Царевна-Лягушка.
Европейская Мелюзина. Девочка - дочь феи и смертного. По разным версиям: родилась такой; мама прокляла за ненужную месть отцу. Супруг Мелюзины перед свадьбой обещал не подсматривать за ней. Поплатился, как вы догадываетесь. С этим образом не только наша Баба Яга связана, но и наша Царевна-Лягушка.

- сакральный император Цин Шихуанди.

-13

В период Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) началось упрощение значений синего цвета – он почти полностью ушел из религиозных в повседневные практики. Появилась административная «палитра» - какому сословию что носить, чтобы быть узнанным (идентифицированным). Синий, как и в Японии, стал социальным маркером – ремесленникам и чиновникам предписывалось в повседневной жизни носить однотонные черные или синие халаты.

-14

Такое снижение социальной ценности цвета (вместо богов неба - ремесленники и чиновники низкого ранга) повлияло на изменение значений в негативную сторону. В мифах и сказках появились образы опасных и злых синелицых/синетелых духов или одетых в синюю одежду.

-15

Культурное цветовидение Древнего Китая оказывало довлеющее влияние на территориально близкие культуры, в том числе японскую.

В следующей истории о синем в Индии.