В 2017 году на аукционе Christie's в Гонконге сумка Hermes установила очередной рекорд: эксклюзивная модель из кожи белого нильского крокодила ушла с молотка за 380 тысяч долларов, став самым дорогим аксессуаром, когда-либо проданным на торгах. Впрочем, «базовые» сумки Birkin и Kelly тоже никак не назовешь бюджетными – в 2022 году стартовая цена для Kelly составляет 11 тысяч долларов, а стоимость Birkin начинается от 13 тысяч. Мы в Oskelly решили разобраться, действительно ли сумки французского Дома моды стоят своих денег и почему покупатели готовы записываться в лист ожидания на месяцы вперед, лишь бы получить желанный аксессуар.
Рост стоимости
За последние 35 лет стоимость сумок Hermes Birkin выросла на 500%. Для сравнения, в 1980-х годах, когда модель только появилась на рынке, ее цена составляла 2 тысячи долларов. В 2000-х ее стоимость выросла в два раза, а затем всего за 15 лет скакнула до 11 тысяч долларов. Не менее впечатляющий рост демонстрирует «старшая сестра» Birkin – Kelly, которая появилась в 1950-х годах. Тогда модель стоила всего 900 долларов, однако к началу XIX века ее цена составляла уже 7,5 тысяч долларов. Аналитики портала baghunter.com проанализировали эти показатели и пришли к выводу, что за три десятилетия цена сумок Hermes росла быстрее стоимость золотых слитков. С чем же связан столь резкий рост?
Ценовая политика
Hermes – модный Дом со 185-летней историей, который на протяжении почти двух веков существования остается не просто на передовой fashion-индустрии. Он занимает особое положение в иерархии и фактически формирует свои правила игры. В их числе и ценовая политика. Бренд ориентируется исключительно на высокий ценовой сегмент (даже если речь идет о шарфах, брелоках и ремнях), и максимально затрудняет для клиентов возможность приобретения изделий. Создавая ажиотажный спрос, Hermes намеренно производит сумки в ограниченном количестве, что превращает аксессуары практически в недостижимую мечту. А в последние годы марка и вовсе ввела лимит на продажу аксессуаров в одни руки, чтобы ограничить возможность перепродажи и поддерживать статус исключительности. На сегодняшний день Hermes – единственный модный бренд, для которого такая стратегия действительно работает, хотя Chanel и Louis Vuitton постепенно сокращают разрыв. Оно и понятно: спрос в luxury-сегменте постоянное растет, а это значит, что и цены можно повышать.
Историческая ценность
Эксперты индустрии согласятся, что обе модели Hermes – это настоящие легенды индустрии. Так, Kellyпревратилась в главный объект желания, когда весь мир облетели фотографии беременной Грейс Келли, прикрывающей сумкой свой животик (собственно, в честь нее модель впоследствии и переименовали). Можно с уверенностью сказать, что именно Kelly стала первой в истории it-bag, которой на протяжении более полувека удается сохранять за собой этот статус. Легенда есть и у Birkin, которая своим появлением обязана актрисе и иконе стиля Джейн Биркин. В 1983 году Джейн встретилась в самолете с руководителем модного Дома Жаном-Луи Дюма. Актриса пожаловалась ему, что в ее сумке не хватает карманов, чтобы уместить все необходимое. Тогда Дюма попросил ее нарисовать на обычной салфетке, каким она представляет свой идеальный аксессуар. И такие легенды и мифы, связанные с сумками Hermes, это один из важнейших факторов их ценности в глазах общественности.
Инвестиционная привлекательность
По данным агентства Knight Frank, стоимость Kelly и Birkin в год растет на 14%, что делает их идеальной долгосрочной инвестицией. Не случайно именно сумки Hermes в течение нескольких лет занимали первое место в рейтинге инвестиций в предметы роскоши, оставив далеко позади дорогие часы и даже бриллианты. Специалисты компании Art Market Research отмечают, что инвестировать в эти сумки даже надежнее, чем в предметы искусства. Для сравнения, в 2020 году стоимость Hermes Birkin выросла на 42%, а стоимость работ художника Бэнкси лишь на 23%. Та же сумка Himalaya, которую в 2017 продали за 380 тысяч долларов, всего за год до этого ушла с молотка «всего» за 300 тысяч.
Эксклюзивные материалы и ручная работа
Использование эксклюзивных материалов – еще один фактор, который обуславливает высокую стоимость изделий. Нильский крокодил, из которого была сделана самая дорогая сумка Birkin Himalaya, в ряде стран находится на гране исчезновения. Фурнитура сумки за 380 тысяч долларов была выполнена из белого золота и украшена 245 бриллиантами. «Базовые» модели тоже не так просты, как может показаться. Так, для пошива бренд использует специальные прочные нитки, устойчивые к любым погодным условиям. В число фирменных материалов для сумок входят кожа ящериц Lezard Natura, кожа горной козы Chevre Myzore и «матовая» кожа аллигатора Crocodile Alligator Mat. А еще каждая сумка – это ручная работа: на производство одного аксессуара уходит от 48 часов работы.
Имидж и статус
Hermes Birkin и Kelly – это в первую очередь имиджевые аксессуары, которые позиционируются как «сумки для избранных». И основная стратегия бренда состоит в поддержании этого мифа. Эти модели не представлены на официальном сайте и в бутиках марки, а чтобы получить шанс приобрести их, необходимо записаться в лист ожидания и приготовиться ждать от 9 месяцев до года. Но даже тогда остается вероятность, что вам откажут, если решат, что вы «не достойны». В качестве примера вспоминаем скандал с рэпершей Карди Би, которую упрекнули в том, что она подрывает имидж марки, «выгуливая» свои сумочки Birkin. Впрочем, у знаменитостей из А-листа проблем с тем, чтобы получить Kelly или Birkin никогда не возникает. Так, у Виктории Бекхэм коллекция из сумок Hermes оценивается в 2 миллиона долларов. А такие инфлюенсеры, как Джейми Чуа готовы тратить сотни тысяч долларов, чтобы приобрести этот статусный аксессуар.
Билет в роскошную жизнь
Любой поклонник Hermes, готовый потратить десятки тысяч долларов на сумку Birkin или Kelly, подтвердит, что это не просто аксессуар. Это выгодная инвестиция в свой гардероб, имидж и эмоции. А еще возможность оказаться в круге избранных, ради пропуска в который некоторые готовы потратить любые средства. Впрочем, в наши дни для этого вовсе не обязательно записываться в лист ожидания – при помощи ресейла почти недостижимые когда-то аксессуары стали чуть более приземленными. У нас на Oskelly можно не только полюбоваться самыми желанными моделями Hermes Kelly и Birkin из экзотической кожи, но и оформить заказ – без очереди и листа ожидания!