Найти тему
Pod | Gorod

Груда металлолома оказалась бывшим научным судном "Фритьоф Нансен". Построено ещё в ГДР

Рано или поздно все корабли уходят на покой. Наиболее отличившиеся и легендарные корабли превращают в музеи, в то время как обычные "работяги" разделываются на металл.

Этим летом я проезжал мимо мурманской судоразделочной базы у мыса Зелёный. Прямо у берега лежал остов некого судна, которое находилось в процессе разборки на металлолом.

-2

Носовая часть судна уже была спилена. Скорее всего, её разделают на более мелкие детали для удобной погрузки.

-3

С другой стороны ещё можно различить родную краску.

-4

Я решил забраться на "палубу" по спиленной носовой части.

-5

На удивление на судне ещё было что посмотреть. Часть оборудования осталась нетронута.

-6

Вполне вероятно, что эта груда металлолома в прошлом являлась научным судном "Фритьоф Нансен" проекта Атлантик-833 (типа Профессор Марти). Судна этого проекта строились в 1980х годах в ГДР на верфи города Штральзунд. Всего было построено 12 "Атлантиков", часть из которых до сих пор активно используются.

Ноябрь 2021, фото Анатолия Бурштына. "Фритьоф Нансен" готовится к разделке на металл у мыса Зелёный в Мурманске.

-7

Судна этого проекта предназначались для поиска рыбы, изучения океана и проведения научных исследований, для чего на борту располагался комплекс лабораторий. Имелась даже технологическая линия для производства рыбьей муки и рыбьего жира.

"Фритьоф Нансен" в Кольском заливе. Октябрь 2015 года, фото turisst.

-8

Согласно одной из версий, относительно молодой "Фритьоф Нансен" не смог пережить смену владельца. В трудные для страны 1990-е судно перешло из «Севрыбпромразведки» в управление Полярного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича, причём, если верить очевидцам, прошлым владельцем не проведен должный ремонт. В итоге новому владельцу досталось "убитое" судно, а ресурсов для восстановления на тот момент не было.

Это всё со слов очевидцев. Как оно было на самом деле уже трудно сказать, но в итоге от судна остался ржавый остов. Осмотрим "палубу".

-9

Местами сохранились щитки и пульты, причем выглядят они как новые.

-10

Корабельная дверь.

Часть оборудования нетронута металлистами. Возможно, его разберут на запчасти для других кораблей.

-12

Очередная дверь.

Бывший отсек с лужами мазута. Здесь располагался двигатель.

Хотел дойти до винта, но уже начинался прилив. Вскоре до судна будет не дойти.

-15

На самом деле даже не верится, что от такого судна мог остаться только небольшой ржавый "огрызок". Но все сведения указывают на то, что это именно "Фритьоф Нансен".

Фото из собрания Лемачко Б.В. Конец 1980-х.

-16

Под конец статьи не лишним будет сказать, что новые корабли строятся, а старые ремонтируются и возвращаются в строй. Однотипное "Фритьофу Нансену" судно "Профессор Леванидов" до сих пор используется в Мурманске, не говоря про другие рабочие суда проекта Атлантик-833 в Калининграде и Владивостоке.

Фотографии целого "Фритьоф Нансена" до утилизации взяты с сайта fleetphoto.ru.

Спасибо за внимание, буду рад комментариям.
Другие мои статьи про корабли флот можете прочитать по ссылкам: