Одной из самых модных тем сегодня - это тема о наставниках и тьюторах в школах. На научно-практической конференции в Махачкале, с в докладе «Зачем тьютор школе?» выступили Бурнацева Жанна Николаевна, руководитель тьюторской службы школы «НИКА» и Жабина Инна Юрьевна, школьный психолог.
Кто такой тьютор в школе НИКА?
Чем он занимается?
Какие цели и задачи стоят перед ним?
Чем отличается от тьюторов в других школах?
Воспитательная работа в школе НИКА ведется с 1995 года, момента основания школы. В каждом классе работал куратор, который занимался вопросами учебной деятельности, и воспитатель, который решал все воспитательные задачи. Время идет, много перемен происходит в образовании, вводятся новые Федеральные Государственные Стандарты, меняются дети, меняются родители. Все это подтолкнуло нас пересмотреть систему воспитательного процесса в школе.
Мы начали изучать опыт отечественных и зарубежных коллег с целью обучения и обмена опытом. Изучили опыт большого количества российских и зарубежных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Германии, Франции, Финляндии, Греции. Встречались с ведущими специалистами европейского уровня, в частности с действующими тьюторами Кембриджа. Изучали Гуманитарную педагогику Шалвы и Пааты Амонашвили.
Задача состояла в том, чтобы разнообразить классическую систему отечественного образования, сделать ее более гибкой и адаптированной к современному поколению Z и Альфа.
Мы понимали, что нельзя стоять на месте, необходимо постоянно обучаться, совершенствоваться, искать новые пути и решения в воспитании и образовании детей. Обучение, обмен опытом, мастер классы, участие во Всероссийских и Международных конференциях позволили сделать серьезный шаг и перейти на развитие ТЬЮТОРСКОЙ службы.
Специалисты нашей службы нашей школы прошли обучение со специалистами Центра «Точки ПСИ», прослушали лекции, мастер-классы руководителя научной школы тьюторства Татьяны Михайловны Ковалевой и др.
Эти занятия позволили нам понять, что классическое тьюторство не отвечает запросу детей и родителей школы НИКА. Мы не только за развитие, комфорт, но и за академическую успеваемость.
Нами был изучен опыт немецких школ, в которых отсутствует тьюторство, но присутствует факт сопровождения ребенка с четкими строгими требованиями в образовательных и воспитательных вопросах, например, ребенок не может пропустить ни одного часа урока без уважительной причины: справка от врача или о смерти близкого человека. Других причин быть не может, иначе будут строгие взыскания. Согласитесь, это тоже создает психологический дискомфорт, который можно объяснить, как строгая дисциплина. Вот так мы и пришли к мнению – создать свою модель тьютора школы НИКА.
Вся проделанная работа позволила нам создать свою универсальную НИКовскую модель тьютора, где тьютор является еще и куратором. Модель тьюторства для детей, которые хотят учиться, развиваться, узнавать много нового.
Тьютор – это связующее, центральное, важное звено педагогической цепочки кадров.
Тьютор взаимодействует с детьми, родителями, администрацией, психологической, медицинской службой, дополнительным образованием.
Тьютор – это педагог, координатор, наставник, консультант.
Анализируя эту схему, мы пришли к выводу, что тьютор владеет огромным количеством информации о каждом ребенке класса. Возникла необходимость данную информацию систематизировать и доводить до сведения родителей. В конце триместра педагоги и тьюторы дают краткую характеристику о каждом ученике, отмечая его успехи в учебе, во внеучебной деятельности, поведении, а также указывают проблемные точки, над которыми надо работать.
За основу взяли индивидуальные характеристики студентов Германии, Швейцарии, Испании и составили форму характеристики, адаптированную к своей школе. Таким образом, в конце триместра родители получают не только итоговые отметки, но и характеристику на своего ребенка от преподавателей и тьютора. Такой опыт позволяет избегать вопросов со стороны родителей, касаемо учебно-воспитательного процесса.
Анализ работы показал, что не каждый педагог может стать тьютором. Поэтому немаловажным фактором является подбор соискателей. В рамках нашей школы мы разработали чат-боты для соискателей на должность тьютора. Чат-бот помогает лучше узнать педагога и понять насколько соискатель готов к работе тьютора в школе НИКА.
Мы постоянно совершенствуем программу по обучению подготовки высоко квалифицированных специалистов в соответствии с запросом современного общества.
❗️ ВНИМАНИЕ!
Осенью школа НИКА запускает интенсив по подготовке тьюторов.
Обучение будет доступно не только педагогам школы НИКА, но и всем желающим из других школ и регионов. В процессе обучения будут рассмотрены волнующие вопросы, а также инновационные технологии в системе тьюторского сопровождения:В рамках курсов слушатели познакомятся с:
🔸Искусством деловой коммуникации.
🔸 Психологией личного бренда тьютора.
🔸 Документацией тьютора.
🔸Групповыми и индивидуальными тьюториалами.
🔸 Инновационными педагогическими технологиями тьюторского сопровождения.
🔸 Встречи с ведущими специалистами и практиками тьюторского сопровождения.
🔸 Ждем вас осенью в школе НИКА!
Авторы: Бурнацева Жанна Николаевна и Жабина Инна Юрьевна
Редактор: Виктория Никитина