Найти в Дзене

ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЯМИ

Каждая эмоция состоит из нескольких частей. Мы зачастую не вполне осознаем это, когда испытываем какую-либо эмоцию, однако эти компоненты можно перечислить:

  1. ощущения
  2. представления
  3. цели
  4. поведение
  5. стиль общения

Почему эти составляющие так важны? Потому что, как только мы сумеем их идентифицировать, у нас появятся возможные варианты их изменения. Мы сможем повлиять на наше эмоциональное восприятие в целом, изменив одну или даже все пять частей. Мы в состояние изменить ощущения, представления, цели, поведение и стиль общения с окружающими. Для того чтобы помочь понять роль каждой составляющей, рассмотрим в качестве примера гнев (см. след. публикацию).

1. Ощущения

Когда я злюсь, я, как правило замечаю в себе определённые ощущения: сердце быстро бьется, я чувствую напряжение в теле, а звуки кажутся мне более громкими. Однако бывает, что я испытываю такие же ощущения, не чувствуя при этом гнева. Например, я отмечаю, что сердце бьется быстрее, после того как выпью слишком много кофе.

Когда у вас возникает эмоция спросите себя: «Где конкретно в моем теле я ощущаю это?» К примеру, если вам грустно, вы можете почувствовать тяжесть в груди; другой вариант – физически ощутить, как вас покидают силы.

Какие ощущения вы замечаете в своем теле, чувствуя тревогу, гнев или грусть?

2. Представления

Переживания гнева связано с мыслью или представлением о происходящем. Это «смысловая» часть эмоции. Например, я могу подумать, что едущий впереди меня водитель нарочно пытается помешать не обогнать его. У меня может возникнуть связанная с этим мысль, что я не могу этого вынести и что он м…к (ужасный человек).

Какие мысли возникают у вас, когда вы злитесь? Думаете ли вы, что другой человек делает что-то нарочно? Считаете ли вы это плохим?

3. Цели

Мой гнев небеспричинен. Например, я могу злиться на то, что застряла в пробке, и быть уверенна, что опоздаю из-за этого на работу. Но такой мысли или факта может быть недостаточно для того, чтобы разозлиться. У меня также должна быть важная цель – в данном случае она может выглядеть так: «Мне нужно приехать вовремя». Я злюсь на пробки, потому что он мешают моей цели. И наоборот, я вполне могу не расстроиться, если мне безразлично, приеду ли я вовремя или нет.

Подумайте о своем гневе. Вызван ли он вашим беспокойством о том, что вас не слышат, несправедливо к вам относятся или мешают чего-то достичь? Ваши эмоции указывают на ваши цели.

4. Поведение

Мы также склонны к определённому поведению, обусловленному нашими эмоциями. В гневе мне может прийти в голову, допустим, выкрикнуть что-то неприятное мешающему мне водителю. Если же я не за рулем я, скорее всего, буду кричать, сжимать кулаки, бросаться вещами и т.п.

Присмотритесь к своему гневу. Что вы обычно делаете в гневе? Напрягаетесь или бегаете по комнате?

5. Стиль общения.

Многие эмоции имеют межличностную составляющую. Мы можем хотеть выговориться, искать утешения, цепляться за других людей или, наоборот, избегать их. К примеру, чувствуя тревогу, я могу обратиться к близкому человеку и попросить утешения. В печали и безнадежности я, скорее всего, буду избегать общества, считая себя обузой для других.

Как вы общаетесь с другими людьми, испытывая сильные эмоции? Жалуетесь, уходите в себя ли ищите утешения?

Умея определять пять составляющих любой эмоции, мы можем нацелится на из изменения. Например, вы можете снизить возбуждение или связанные с ним ощущения путем релаксации, осознанно медитации или других расслабляющих техник. Вы в состоянии изменить собственные представления о происходящем, чтобы, скажем, не относить поведение мешающего мне водителя на свой счет, объективно оценить это событие как неважное или осознать, что помеха временна. Вы в силах изменить свои цели, решив сосредоточиться на чет-то другом. Например, вместо беспокойства о том, как бы вовремя приехать на работу, я могу включить радио. Вы можете изменить свое поведение на более полезное. И наконец, вы в состоянии изменить свой стиль общения с людьми на менее реактивный и более продуктивный.

Все это не так просто и само собой не происходит. Однако все эти шаги очень важны.

Пришло время обратить внимание на какую-нибудь эмоцию, которая посещает вас временами – и беспокоит. Возможно, это тревога, грусть, гнев, безнадежность, ревность, зависть, негодование или скука.

Выберите одну эмоцию.

Запишите физические ощущения в своем организме, например, усталость, пустоту, мышечное напряжение или учащенное сердцебиение.

После этого укажите представления (мысли), возникающие у вас при переживании этой эмоции (в случае грусти это может быть следующее: «Я никогда не буду счастлив» или «Мне кажется люди не хотят быть со мной»). Затем впишите беспокоящие вас цели или объекты особого интереса. И наконец, обратите внимание на то, как вы общаетесь с окружающими при переживании этой эмоции – как вы жалуетесь, ищите утешения, избегаете людей или ищите себе компанию.

Все ваши эмоции состоят из многих элементов. Заметив любой из них, ы сможете научиться успешнее справляться с ними в будущем, когда они будут возникать.

Предлагаю повторить это упражнение для всех эмоций, которые вам захочется исследовать. Чем больше вы будете способны замечать составляющие собственных эмоций, тем большего успеха достигните в их принятии.