Успешность – одна из основных ценностей современного общества. Поэтому большинство родителей из лучших побуждений стремятся к тому, чтобы их ребенок был лучше других, получал только хорошие оценки, побеждал на школьных олимпиадах. И все бы хорошо, но из такого отличника под влиянием родителей может вырасти перфекционист, если его стремление к совершенству будет превышать разумные пределы.
Проблеме перфекционизма была посвящена очередная встреча в рамках социально-психологического проекта «Профсоюзный родник» Крымской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования. С молодыми педагогами общалась Татьяна Юдеева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.
– Перфекционисты – это люди, которые отказываются принимать результаты своих действий, если эти результаты не соответствуют идеалу. В психологии перфекционизм – это качество личности, которое предполагает стремление к безупречности и завышенным стандартам, а также сравнение себя с другими людьми. При этом человек постоянно испытывает стресс, потому что критикует себя за плохие результаты и боится осуждающей оценки окружающих, – рассказала Татьяна Васильевна.
И конечно, перфекционизм, как и многие психологические проблемы, берет свое начало из детства. Если ребенка часто критиковали, а хвалили и поощряли мало, впоследствии он сам начнет критиковать себя за любую оплошность и будет отказываться что-то делать, если сомневается в успехе.
– Следует различать продуктивный перфекционизм и деструктивный. Здоровый перфекционизм заключается в наличии у человека лидерских качеств, высокой работоспособности, активности, мотивации для достижения целей, при этом человек здраво оценивает свои реальные способности, то есть имеет адекватный уровень притязаний. И в ходе работы он может испытывать азарт и легкую степень волнения. Сложнее с невротическим перфекционизмом. У человека на фоне завышенных требований к себе и другим развиваются тревожность и комплекс неполноценности. Могут появиться чувство страха, симптомы эмоционального выгорания, апатия, – констатировала эксперт.
Вот так стремление к идеалу может стать серьезной психологической проблемой. Как же с ней справиться?
Прежде всего важно разрешить себе… ошибаться. Промахи – наши учителя, которые позволяют нам стать умнее, мудрее. Второй шаг – поменять мотивацию с «я обязан» на «мне хочется». Третий – научиться достигать результата постепенно, ценить даже промежуточные успехи. Это даст возможность повысить самооценку. Кроме того, важно и нужно делегировать задачи коллегам, доверять им, просить их о помощи.
Справиться с проблемой деструктивного перфекционизма помогут также расслабляющие техники, в том числе медитация, и просто забота о собственном здоровье.
– Желаю вам сохранять свое душевное здоровье и чаще себя хвалить. Ведь чем чаще человек сам себя хвалит, тем меньше нуждается в похвале других, – резюмировала Татьяна Васильевна.
В ходе занятия молодые педагоги – участники проекта «Профсоюзный родник» – выполнили несколько упражнений: оценили уровень своего перфекционизма, разобрались с техниками анализа неудач.
Юлия ШИШКИНА
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».