27 мая в Свято-Пантелеимоновском монастыре в Феофании (Киев) состоялся Собор Украинской православной церкви. На нём не объявили напрямую об автокефалии, но всё же провозгласили независимость от России, вычеркнув из устава все упоминания о Русской православной церкви. В Крыму три епархии, которые все годы после развала СССР оставались в составе канонической УПЦ Московского патриархата. Естественно, решение Собора их взволновало. Что это означает для украинских верующих? Говорим об этом с советником Председателя Государственного Совета РК Светланой САВЧЕНКО. Она была депутатом крымского парламента, когда принимались судьбоносные решения о референдуме и воссоединении с Россией, затем представляла нашу республику в Государственной Думе РФ.
— Светлана Борисовна, вас как глубоко верующего человека не могут не волновать решения Собора УПЦ МП. По вашему мнению, это раскол?
— Это очень серьёзная и болезненная тема для православных христиан. Те, кто разбирается в церковной истории, в богословии, кто понимает глубинную суть происходящего в решении Киевского Собора или Собрания (не берусь судить), к сожалению видит признаки самочинного провозглашения поместной церкви. По сути — это раскол в РПЦ, так как УПЦ МП — её часть, в которой сейчас также произошёл раскол, — часть епископов решения Собрания духовенства не приняла. Не поддержали его и крымские епархии, потому что наши мудрые архипастыри понимают, чем это грозит в духовном смысле каждому человеку. Но поскольку Русская православная церковь (для нас Матерь-церковь) не торопится с выводами, не будем торопиться и мы. Патриарх Кирилл сказал, что с пониманием относится к позиции киевского митрополита Онуфрия и епископата УПЦ МП, которые должны «максимально мудро» действовать, чтобы «не усложнять жизнь своего верующего народа». При этом добавил: временные препятствия не разрушили «духовное единство народа». Думаю, наше священноначалие даёт возможность УПЦ одуматься, принять другое решение. Ведь подобное уже происходило, когда в начале 90-х развалилось наше Отечество и митрополиты УПЦ МП подписали воззвание об уходе в автокефалию. А потом отозвали эти подписи.
— Церковный раскол считается тяжким грехом. Но представители украинского духовенства не раз отрекались от Русской православной церкви. Достаточно вспомнить Брестскую унию 1596 года, согласно которой духовенство православной Киевской митрополии присоединилось к католической церкви и таким образом подчинилось верховной власти Папы Римского.
— В истории нашей Матери-церкви, к сожалению, немало примеров заблуждений и расколов. Уния сыграла свою трагическую роль в расколе единого православного народа, проживавшего на территории исторической Руси. К сожалению, посеянные тогда плевелы дают ядовитые всходы до сих пор — раскол врачуется очень тяжело. В 1991 году произошёл раскол, который возглавил бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко). Его последствия — недавняя история с томосом от стамбульского патриарха. Очередную попытку выйти из лона Матери-церкви уже УПЦ Московского патриархата, как я говорила, поддержали не все епископы УПЦ.
В чём опасность раскола? Иерархи, уходящие в раскол, что по православным меркам означает гибель души, уводят с собой часть паствы. Прихожане, постоянно посещающие храмы, знают, что самое важное, вокруг чего собирается церковь Христова, — чаша причастия. С апостольских времён таинство причастия, когда верующий вкушает белый хлеб и вино, преобразующиеся в тело и кровь Иисуса, совершается по канонам истинно христианской церкви. Поэтому для верующего человека очень важно, чтобы это таинство совершалось не в еретическом расколе, а в истинной Православной Церкви — от этого зависит спасение его души. В самопровозглашённой церкви нет святого причастия, есть имитация. Второй момент, который меня тревожит, это большая опасность, которая поджидает УПЦ, провозгласившую независимость: не мытьём, так катаньем её будут заставлять двигаться по пути раскола, отрывать от России. Очень больно, что тридцать лет, пройдя различные испытания, связанные в том числе и с риском для жизни, украинское духовенство соскальзывает в пропасть. Нам же на данном отрезке времени в конкретных исторических обстоятельствах выпала участь отстаивать свои веру и надежду на жизнь вечную.
— Можно ли рассматривать намечающийся раскол как продолжение вечной борьбы добра и зла, света с тьмой?
— По словам апостола Павла, наша борьба — не против плоти и крови, а против «духов злобы поднебесных», поэтому то, что сегодня происходит, мы должны воспринимать как продолжение извечной борьбы добра и зла. Мы живём в сложные времена, когда провозглашаются и навязываются всему миру ложные ценности, всё плохое объявляется хорошим, ненормальное становится нормой. Россия восстала и ведёт против этого борьбу. Хочу привести слова нашего президента В. Путина. Он очень точно сказал: «Это война с империей лжи». Причём не только в политической плоскости, а с империей лжи как с царством дьявола, сатаны. Раскол — тоже дьявольские семена. И если мы сегодня молимся за единство церкви, укрепление наших иерархов, за мир, значит — мы на стороне добра. Сохраняйте душевный мир, держитесь Христа и его креста. Это главный ориентир в жизни каждого верующего человека.
* * *
Пока материал готовился к печати, архиереи Джанкойской, Симферопольской и Феодосийской епархий обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Священному Синоду Русской православной церкви с просьбой о переводе вверенных им епархий в непосредственное их ведение. Собор УПЦ МП, состоявшийся 27 мая, предоставил епархиальным архиереям «право самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам, относящимся к компетенции Священного Синода или Предстоятеля Украинской Православной Церкви, с последующим, при восстановлении возможности, информированием священноначалия» (пункт 7 постановления Собора Украинской православной церкви). Синод постановил в ответ на обращения митрополита Феодосийского Платона, митрополита Симферопольского Лазаря, епископа Джанкойского Алексия принять Джанкойскую, Симферопольскую и Феодосийскую епархии в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси. Решением Синода на территории Республики Крым и города Севастополя образована Крымская митрополия, в состав которой вошли эти три епархии. Главой митрополии назначен владыка Лазарь.
Беседовала Елена ШАСТУН
Фото Валентина Гусева и с сайта Крымской епархии