Найти тему
Гильбо ФК

Огненный конец модерна

События исторических масштабов хорошо видны только на расстоянии. На новость о взрыве и страшном пожаре на территории морского терминала Freeport LNG(США, штат Техас) почти не обратили внимания крупные западные СМИ – и даже в России не было особой реакции помимо определенного злорадства в стане лоялистов. Пожар случился 8 июня и тогда говорили о 3 неделях восстановительных работ; сегодня — уже о трех месяцах и возможном простое до конца года.

По факту, Фрипорт был портом в котором флотилии специально оборудованных танкеров принимали на борт жидкое топливо для нужд европейской промышленности и городов. Терминал стоимостью свыше 10 млрд баксов(см фото) ежедневно перекачивал десятки млн кубометров газа 80% которого поступало в ЕС. За несколько жарких часов, весь газовый экспорт Штатов сократился почти на 20%.

Что это значит? На долгое время выведен из строя ключевой узел поставок сжиженного газа из Америки в Европу, залог ее энергетической независимости(или зависимости – но уже от другого партнера), который со временем позволил бы отказаться или резко сократить экспорт из России. Теперь планы Великобритании и ЕС по соскакиванию с российской «газовой иглы» подверглись серьезной коррективе. Это уже привело к серьезному росту цен на газ в Великобритании и странах ЕС. Как итог, весь 2022 год выглядит для «Газпрома» вполне безоблачным: компания сохраняет за собой рычаги давления на Евросоюз путем закручивания/раскупоривания вентеля.

Гибель Фрипорта в бушующем огне тут же обросла слухами и легендами – мол, диверсия, российская или китайская, ведь не могли быть взрывы, ставшие источниками пожара, случайными. Однако, некоторые эксперты говорят о возможной проблеме с электромоторами, которые использовали вместо стандартных для отрасли турбин для закачки газа. Иностранный же след был бы легко обнаружен – пожар не только тушили команды 26 пожарных департаментов со всего штата, на место сразу же прибыли представители десятка федеральных агентств.

Чтобы не стало ее причиной, катастрофа еще раз показала как легко приходит в негодность и рушится инфраструктура индустриального века в цифровую эпоху. И это не повод для злорадства — цепь непонятных пожаров недавно прокатилась и по российским предприятиям, тогда о диверсиях никто не говорил. На мой любительский взгляд, что у них, что у нас, дело в общем обветшании остова техноцивилизации, а также количественном и качественном сокращении класса инженеров. Нарисовать 3D-макет фабрики, плотины или терминала легко, а вот починить их залатав пару багов в коде – не выйдет.

Напрашивается и другой вывод: весь постиндустриальный миропорядок зиждился на налаженных цепочках ресурсных поставок. Когда появилась задачи одну цепочку разорвать, а другую усилить — даже могущественные Штаты столкнулись с серьезными трудностями. Да, они будут их решать: строить новые терминалы, чинить старые, заменять морские перевозки трубопроводами — российская газовая монополия не вечна. Но и мгновенного переключения как в компьютерной игре с одного гиганта на рынке на другого не получилось, да и не могло получится даже без пожара.

Инфраструктура прошлого века постепенно приходит в негодность даже в самых развитых странах, а темпы ее обновления оставляют желать лучшего. Так что, как это не страшно признать, от тотального коллапса техноцивилизации нас ограждает лишь нынешний тренд на ее примитивизацию через «зеленый поворот». В этом главная позитивная заслуга эко-темы. Жить будем хуже, беднее, менее комфортно — зато, может, обойдемся без чудовищных взрывов на производстве и аварий сродни Чернобылю и Фукусиме.

Русский Футурист (Красный)