В ресторане было многолюдно, и Арсений бегло просматривал меню в ожидании своей спутницы. Она опаздывала, но предупредила, что задержится минут на сорок, а то и на целый час. Ну что поделать, бизнес есть бизнес…
Внимание Арсения привлекла пара – мужчина и женщина, которые молча ужинали, почти не глядя друг на друга. «Давно женаты», – подумал Арсений и хотел было снова уткнуться в свой телефон, как вдруг что-то давно знакомое уловил он в грустном, задумчивом взгляде обрюзгшего лысеющего мужчины из заинтересовавшей его пары. Его спутница сидела, повернувшись спиной к Арсению, и ее лица он видеть не мог, однако оценил ее великолепную осанку и прекрасно уложенные волосы. «Илюха… Не может быть! Столько лет прошло. А уж рядом с ним не Альбина ли?» – пронеслось в голове у Арсения, а сам он между тем оставил столик и направился к скучающей паре за столом.
После шумного приветствия, похлопывания по плечу и бурной радости, которую выразил Илья, Арсений украдкой залюбовался Альбиной. Да, это была она, его первая несбывшаяся любовь. Из двоих друзей она предпочла Илью. Арсений всматривался в ее холеное красивое лицо и пытался отыскать в нем хоть какие-то эмоции, связанные с воспоминаниями беззаботной юности. Однако ничего такого не было, была лишь холодная, чуть отстраненная вежливость и даже некая снисходительность. От Арсения не ускользнул цепкий взгляд Альбины, брошенный на его недорогой костюм, и он почти кожей ощутил сложившееся о себе мнение. Его удивило также, что Альбина ни словом не обмолвилась о Татьяне, а ведь когда-то они были близкими подругами.
Однако Илюха был действительно рад его видеть. Такого искреннего восторга Арсений не ожидал от своего давнего приятеля. Он присел к ним за столик, и Альбина, выдержав мхатовскую паузу, извинилась из-за острой необходимости уйти и быстро их покинула, попросив Илью долго не задерживаться ввиду наличия большого количества неотложных дел. Арсений глянул в свой мессенджер, откуда следовало, что спутница его еще ни на минуту не приблизилась к своей цели, и попросил Илюху пересесть к нему за столик. Илюха рассчитался и они пересели за стол к Арсению.
– Такие, брат, дела, – удобно расположившись за столиком Арсения и потягивая очередную порцию коньяка, изрек Илья, с веселым прищуром глядя Арсению в глаза. Он уже знатно накидался за это время, и Арсений ясно ощущал взаимосвязь между неважным внешним видом своего приятеля и его пристрастием к алкоголю. Он смотрел на дорогой костюм Ильи, на его часы, которые стоили, по меньшей мере, как годовой заработок Арсения, и не мог понять, что же не дает ему покоя.
– Арсений, брат, а как Татьяна? Вы вместе сейчас? – продолжил Илья, наливая себе очередную порцию коньяка.
– Все хорошо у нас. Мы женаты. Двое детей. Обычная жизнь. Дом-работа, работа-дом. Иногда отпуск на море. По выходным у родителей на даче. А ты как? Судя по всему, ты состоялся? – спросил Арсений, внимательно рассматривая друга, его основательно полысевшую голову, брюшко и дизайнерское обручальное кольцо на безымянном пальце.
– А я, брат, так, – отвечал Илья, немного помолчав. Он молчал бы и дальше, но выпитый коньяк прочно встраивался в его мысли, обличая их в словесную форму. Он, этот коньяк, не желал скрывать ничего, как будто пытался выдавить наружу все, что наболело и накопилось за последние годы, пришедшие на смену цветущей беззаботной юности. – Плохо все у меня, Сенька, плохо от слова «совсем», – продолжил Илюха, – это только со стороны деньги, тачки и положение в обществе. А на самом деле… На самом деле я ничтожество, бесплатное приложение к своей супруге и, самое главное, к своему влиятельному тестю. Не знаю, Сеня, зачем тебе все это говорю, но предчувствие у меня нехорошее.
Арсений вспомнил их студенческие годы. Они оба были иногородними, учились на инженеров-проектировщиков на одном курсе и в одной группе, жили в одной общаге. Илюха был общительным, красивым парнем, бренчал на гитаре и неплохо пел. Девушкам он очень нравился. А Арсений, наоборот, был замкнутым и тихим. Как-то в читальном зале необыкновенной красоты девушка попросила его помочь разобраться с каталогами. Это была Альбина, и Арсений сразу влюбился в нее. Он бы сам никогда не решился подойти к такой девушке, однако Альбина сама выбирала себе друзей. Она умела прекрасно общаться, и к концу того памятного вечера Арсений чувствовал себя легко и непринужденно, разговаривая с ней. Он набрался смелости и спросил, смогут ли они увидеться завтра.
– Хорошо, – ответила ему Альбина, – но у меня есть подруга, приведи, пожалуйста, приятеля и для нее. Вместе веселее.
Арсений тогда позвал с собой Илью. И сотню раз пожалел об этом. Потому что к концу вечера вниманием красавицы Альбины завладел Илья, а ему, Арсению, досталась неприметная Таня.
Отец Альбины был, что называется, родом из девяностых. Сколотил состояние, ловя рыбку в мутной воде на развалинах империи. Арсений видел его пару раз, когда тот приезжал к ним в университет перед сессией дочери. Резкие, грубые черты его лица, абсолютное презрение к каждому и явная уверенность в своем превосходстве. Люди для него были лишь пешками в игре, направленной на достижение определенных целей. И среди этих пешек уготовано было место и Илюхе. Но на тот момент Арсению казалось, что Илья украл самое лучшее и ценное, что преподнесла ему жизнь – его Альбину. И вот теперь, слушая монолог подвыпившего и разоткровенничавшегося приятеля, Арсений на многие вещи смотрел уже по-другому.
Илья и Альбина поженились после университета, ему сразу нашлось место в одной из фирм отца Альбины. Илья был хорошим инженером, любил свою работу, брался за сложные проекты и неплохо справлялся с ними. Однако у него совсем не было тяги к руководящей работе, к немалому разочарованию тестя. Тот продвигал его по карьерной лестнице, назначая на все более высокие должности, однако это вызывало у Ильи лишь отторжение. Он просил Альбину, чтобы она повлияла на отца таким образом, чтобы он предоставил им больше самостоятельности, на что жена парировала:
– А как ты собираешься семью содержать? Рядовым инженером много не заработаешь! А у отца я больше клянчить денег не буду, – отрезала Альбина.
Она сдержала свое обещание. Денег у отца больше не брала, однако тратить меньше не стала. Спустя год после свадьбы Альбина родила дочь Веронику. И без того немалые расходы семьи значительно возросли: бебиситтер с прекрасными рекомендациями, аренда шикарной квартиры, дорогая машина. Сама Альбина работать не собиралась, проводя время с подругами, посещая бутики и спа-салоны. Илья вынужден был брать кредиты и занимать те должности, которые усиленно навязывал ему отец Альбины. А чем выше должность и зарплата – тем больше ответственность.
Как руководитель Илья был никакой, слишком мягкотелый и совестливый. Теперь ему приходилось наставлять бывших коллег-сослуживцев, а одного коллегу, с которым он очень сдружился, пришлось отправить на пенсию. Это вызывало постоянные муки совести, он становился все более замкнутым. Он торчал сутками на работе, так как был хорошим и ответственным работником и не смог научиться делегировать полномочия. Коллеги его не уважали, однако понимали, что, пока он зять своего тестя, он с ними навсегда.
Работая в таком режиме, Илюха чувствовал себя глубоко несчастным. Постоянные психологические нагрузки, давление с одной стороны подчиненных, с другой – полное презрение со стороны тестя и безразличие супруги делали свое дело, и в тридцать пять у него случился микроинфаркт. Наскоро отлежавшись в больнице, Илья снова ринулся в бой.
Жена взяла деньги у отца и купила-таки большой загородный дом, потому что «…Илюше нужен свежий воздух, да и Вероничке так будет лучше». Когда болезнь немного отпустила Илюху, упреки в том, что он ничего не может, живет на всем готовеньком у тестя, возросли с новой силой. Вероника заканчивала школу, и учиться, кроме как в Лондоне, больше ей было негде. К тому времени Илья превратился в обрюзгшего лысеющего мужчину и начал потихоньку прикладываться к бутылке. Альбина поначалу ругала его за это, пыталась лечить от алкоголизма, но потом махнула рукой. Эта ситуация в конечном итоге всех устраивала. Илюха не мешал ее красивой жизни, связям на стороне, был исполнительным и легко управляемым. Он был предсказуемым и удобным зятем и мужем. Тем более одна из попыток тестя и Альбины заменить Илюху на более перспективную фигуру оказалась провальной…
Вышло так, что к ним в компанию устроился Станислав, специалист с прекрасным резюме, заокеанским дипломом, сногсшибательной внешностью и очаровательной улыбкой. Быстро смекнув, как делаются дела в фирме, он направил все свое обаяние на утомленную пресной семейной жизнью Альбину. Та как раз начала осваивать должность финансового менеджера, а по факту отравляла микроклимат в коллективе и всячески поддерживала склоки и дрязги коллег, прекрасно помня принцип «разделяй и властвуй».
Илюхе тогда вообще было тяжко. Занимая должность исполнительного директора, он всем своим существом понимал, что из коллег с ним никто не считается, некоторые даже откровенно посмеивались над ним. Единственным близким человеком для него была Настя, Анастасия Андреевна, бухгалтер. Она откровенно сочувствовала Илье. Об их дружбе доброжелатели быстро проинформировали Альбину, и Настя была уволена со скандалом. Альбина пригласила ее в кабинет и сказала, что если та не напишет заявление «по собственному», то вылетит с работы с компрометирующей записью в трудовой книжке. Настя ушла, напуганная и подавленная. Съехала со съёмной квартиры и сменила номер телефона. Илья снова остался один…
– Илюх, слушай, ну раз все так плохо было, почему ты не ушел? – недоумевал Арсений, выслушивая пьяные откровения друга и совершенно не понимая его бездействие.
– Эх, Сеня… Многого ты не знаешь. Не все так просто, как кажется. На меня половина бизнеса оформлена, однодневки там всякие, недвижимость, счета за границей. Тесть же во властные структуры идет, там с этим строго. Были у них попытки меня заменить, ну вот хоть Стасиком тем же. Но тот больно ушлым оказался. С оффшорами начал мутить. Когда тесть понял, что он их с Альбиной обкрадывает, время некоторое прошло. Кое-чего вернуть не удалось. А Стасик…– Илья немного помолчал, – запала на него Альбинка очень. Обаятельный гад. Ты знаешь, я даже не злюсь на него. Он мне в какой-то степени передышку дал. Я думал, что свинчу помаленьку. Останусь, так сказать, не у дел. Найду свою Настюху и заживем с ней. Но только не вышло у Стасика. Не то чтобы его жадность сгубила, просто не оценил он масштабы, так сказать. Отправили его в Сургут в командировку. Там он и сгинул. Полиция искала, в международный розыск объявили. Обвинили в растрате и хищении в особо крупных. Уже четыре года прошло. Я бы мог надеяться, что хапнул Стасян денежек да и свалил по-тихому. Сделал то, чего мне не удается. Да вот только знаю я, точно знаю, что ничего у него не вышло. Потому как перед командировкой Стасяна в Сургут видал я своего тестя в компании одного человека… Сенька, опасный это человек. Не могу тебе рассказать сейчас, может, позже. Скажу только, что если тесть с ним переговорил по чьему-то поводу, то нет у того человека шансов. Кстати, я снова их видел вместе неделю назад. Значит, кто-то опять проштрафился…
Илья закончил свой рассказ и молча уставился на Арсения. На какое-то время над столиком повисла тишина, и Арсений совсем забыл о назначенном в ресторане свидании. Дома ждала его Танюха, родная, домашняя Таня. А он тут назначил встречу красивой офисной стерве, которая чем-то напомнила ему Альбину. Написав в мессенджер кратко «Давай все отменим, я уже ушел» и заблокировав контакт несостоявшейся интрижки, Арсений знаком подозвал официанта и попросил счет. Они вышли из ресторана вместе, Арсений чуть поддерживал под руку Илью. Поймав такси и пристроив изрядно набравшегося друга на заднем сиденье, дождавшись, пока тот заплетающимся языком назовет таксисту адрес, Арсений проводил взглядом отъезжающую машину и поплелся на метро…
***
Арсений пил кофе на кухне, когда в новостях сообщили о несчастном случае, в результате которого погиб известный бизнесмен Илья Калитников. У Ильи было слабое сердце, он утонул в результате приступа в бассейне в своем загородном доме. По роковому стечению обстоятельств никого в это время не оказалось рядом.
14.06.2022 г.