У меня не получится — как я вернула ребенку веру в себя

3,5K прочитали

Привет, я Нателла, кинорежиссёр и мама шестиклассника Клима.

Так вышло, что по-настоящему я познакомилась со своим ребенком в его 11 лет. Не в прямом, а в эмоциональном смысле.

Оказалось, я почти ничего не знала о сыне. А он молчал и нуждался в помощи... Теперь мы на верном пути. Расскажу, как все получилось.

От учителя я узнала, что у сына проблемы с общением, математикой и физкультурой. Клим с трудом подтягивается и бегает, не может за себя постоять, неохотно отвечает у доски.
От учителя я узнала, что у сына проблемы с общением, математикой и физкультурой. Клим с трудом подтягивается и бегает, не может за себя постоять, неохотно отвечает у доски.

Когда поступает тревожный звонок из школы

До шести лет Клим рос с бабушкой. Мы с мужем жили заграницей: супруг там работал, я снимала документальные фильма. Когда пришло время школы, мы вернулись, забрали сына к себе. Но муж был весь в бизнесе, а я поступила на высшие режиссерские курсы. Мечтала снять собственный полный метр, только об этом и думала... Климом занималась няня.

Конечно, иногда мы устраивали семейные пикники, ходили в цирк. Я не сомневалась, что мой ребенок счастлив.

Но однажды мне позвонила классная руководительница сына и попросила встретиться с ней.

— Клим что-то натворил?! — испугалась я.

— Нет, скорее, наоборот...

Итак, от учителя я узнала, что у сына проблемы с общением, математикой и физкультурой. Клим с трудом подтягивается и бегает, не может за себя постоять, неохотно отвечает у доски и никогда не «тянет руку» на уроках...

Задачи для родителя

Удивительно, как много, оказывается, не знала я о собственном ребенке. И что теперь делать, — нанимать репетитора по физкультуре с дипломом Мехмата, навыками самбо и психолога?

Поделилась проблемой с подругой, а она посоветовала отправить Клима в лагерь с математикой и спортом на программу «Я играю мыслями». Сказала, что в прошлом году там побывал её племянник. Он не вылезал из телефона и планшета, родители не могли с этим справиться. Перепробовали все средства и вышли на этот лагерь.

Когда парень вернулся со смены, два часа делился впечатлениями, попросил записать его в секцию волейбола, а заодно и в Маткласс – школу нестандартной математики, которая организует каникулы мечты с играми, математикой, квестами, спортом и мастер-классами.

Набор активностей впечатлил. «Почему бы не попробовать», — решили мы с мужем, изучив детально программу лагеря. В конце концов, Клим будет на свежем воздухе и чему-то да научиться.

Сын сообщил, что на утро собирается с командой в поход, и точно не будет на связи. Это порадовало: значит, сын при деле, нашел друзьях, всё у него отлично. Мне можно расслабиться.
Сын сообщил, что на утро собирается с командой в поход, и точно не будет на связи. Это порадовало: значит, сын при деле, нашел друзьях, всё у него отлично. Мне можно расслабиться.

Как я заметила в ребенке перемены

Сын воспринял идею поездки довольно вяло — «лучше поваляться на диване с планшетом» Но мы настояли, и он отправился в свой первый в жизни лагерь.

Я связывалась с Климом по вечерам — день напролёт ребята проводят без телефонов и получают к ним доступ лишь перед сном. Поначалу казалось, что сын остается таким же инертным, как перед отъездом. Ответы на вопросы приходилось из него «вытаскивать клещами».

Но однажды мне позвонил совершенно новый Клим — в его голосе появилась энергия!

— Мама, а у вас в школе был ТРИЗ?

— Нет, а что это?

— Очень классный предмет, у которого к каждой задаче по много ответов! Например, как устроить безопасный бассейн для людей, которые не умеют плавать? Я вчера два варианта предложил и оба подходящие!.. Или, как накормить кота, если уезжаешь на три дня, взять его с собой не можешь, попросить о помощи некого, а кот есть только влажный корм, который портится?..

На следующий вечер Клим на звонок не ответил («был очень занят», — объяснит он потом). Позже связались, но поболтали недолго: сын общался также энергично, сказал, что завтра утром проводит зарядку, и поэтому надо быть в форме.

Еще через день Клим сообщил, что на утро собирается с командой в поход, и точно не будет на связи. Это порадовало: значит, сын при деле, нашел друзей, всё у него отлично. Можно расслабиться, углубиться в свои проекты.

Я связывалась с Климом по вечерам — день напролёт ребята проводят без телефонов и получают к ним доступ лишь перед сном. Калейдоскоп активностей создает отличную среду для общения и дружбы детей.
Я связывалась с Климом по вечерам — день напролёт ребята проводят без телефонов и получают к ним доступ лишь перед сном. Калейдоскоп активностей создает отличную среду для общения и дружбы детей.

О важности откровенного разговора

Наступил конец смены. Мы решили забрать Клима сами, а заодно, посмотреть, что это за лагерь, какие там люди работают, чем вдохновляют детей.

По приезде увидели зеленую территорию, спортплощадку, газоны, удобные корпуса. Всё вполне достойно, но ничего сверхъестественного.

Выбежал Клим — загорелый, окрепший, в глазах «светлячки». Отец хотел «перехватить» его тяжелый чемодан, но сын остановил: «пап, я сам».

— Сейчас подойдет наш вожатый и тренер Виктор. Он рад, что вы приехали, хочет познакомиться с вами!

— Мы тоже будем рады!

Виктор оказался спортивным молодым мужчиной. Поблагодарил нас за воспитанного, вежливого парня. Пригласил на семейные программы Маткласса. Сын вспомнил, что ещё не со всеми ребятами успел попрощаться, и ненадолго вернулся в корпус.

— Воспользуюсь моментом пока Клим нас не слышит и буду с вами откровенен. В начале смены я волновался за вашего сына.

— Клим что-то натворил?

— Совсем наоборот. Ни вытворять, ни творить ничего Клим не хотел. На тренировке отказался играть в футбол, потом с трудом включался в математику. Я решил поговорить с ним по душам. Сначала он мялся, отвечал избитыми фазами. А потом признался, что ему кажется, у него ничего не получится. Ни математика, ни футбол. Даже на зарядке он включался в вполсилы, потому что, по его словам, «не умел».

Я сказал Климу, что любое дело спорится, когда пробуешь, стараешься и ошибаешься. И что у него всё получится пусть ни с первого, но с пятого раза точно. То же самое говорили Климу и другие наши педагоги. В итоге он стал постепенно включаться, показал отличные результаты на ТРИЗ, полюбил зарядку и однажды провел её сам для малышей.

Лагерь с математикой и спортом — место, где каждый ребенок, не зависимо от уровня знаний и навыков, раскроется с разных сторон и проявит себя.
Лагерь с математикой и спортом — место, где каждый ребенок, не зависимо от уровня знаний и навыков, раскроется с разных сторон и проявит себя.

— Спасибо вам, вы сделали большое дело... — начала я. Но педагог меня остановил:

— Это лишь первые шаги. Дальнейший путь вы должны пройти с сыном вместе. Именно вам следует поддерживать в нем зыбкую пока уверенность в себе. Именно вам нужно подбадривать его в момент ошибок и стимулировать на свершения. Интересуйтесь у сына, «как дела», и не довольствуйтесь ответом «нормально». Вызывайте его на более глубокий, откровенный разговор. И не бойтесь лишний раз сказать Климу, что он всё может. Эти слова ему очень важно слышать именно от вас...

Виктор говорил, а у меня подступали слезы к глазам. Все-таки, жизнь — лучший сценарист, как ни крути... Эта история стала переломной и для меня, и для мужа, и для сына. Не буду лукавить, Клим не выбился в отличники по математике в новом учебном году, но «вырвался» из окружения унылых троек. И с радостью продолжил заниматься математикой и ТРИЗ.

Этим летом Клим уже по собственной иницитиативе собирается на программу «Турнир в царстве наук», где будут приключения, математика и его любимый ТРИЗ. Как вы понимаете, ключевые слова здесь — «по собственной инициативе».
Преподаватель сказал Климу, что любое дело спорится, когда пробуешь, стараешься и ошибаешься. И что у него всё поучится пусть ни с первого, но с пятого раза точно.
Преподаватель сказал Климу, что любое дело спорится, когда пробуешь, стараешься и ошибаешься. И что у него всё поучится пусть ни с первого, но с пятого раза точно.

Какие преимущества программы я увидела

Сочетание математики и спорта дали моему ребенку возможность проявиться с разных сторон и раскрыть себя.

Полное ощущение отдыха и развлечения. Сын сам не заметил как втянулся в умственную работу, получил от этого удовольствие и осознал это в итоге. Самооценка поднялась.

Бытовые вопросы решены на пятерочку: за чисткой зубов, душем, одеждой по погоде, здоровой едой и уборкой в номере вожатые проследят и замотивируют все сделать самостоятельно. Дают отличный пример детям и просто дружат с ними.

Калейдоскоп активностей настолько велик, что ребенок отдохнул и получил много ярких впечатлений. Занятия математикой не были для него нагрузкой, потому что вписывались в программу естественно, весело, неожиданно в виде легенд, конструирования, квестов.

Математика была не простой и очень интересной. Педагоги расширяют кругозор, увлечены и заинтересованы, помогают ребенку добиться успеха и веры в себя. Знакомят с идеями высшей математики с самой интересной стороны во взаимосвязи с окружающими вещами. Удивило и порадовало много логических игр и сочинение задач.

Отдых проходит в командных делах и общении, создается среда и возможность подружиться.

Листайте дальше, чтобы увлечь ребенка и подобрать спортивно-математическую программу по интересам.