Найти в Дзене

Практики наблюдения в Сепе

Оглавление

Один из преподавателей Мятного института – пермский художник и дизайнер, преподаватель Школы дизайна «Точка», лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация» и премии Сергея Курёхина Пётр Стабровский. 

В мае Пётр Стабровский побывал в Сепе, вместе со своими коллегами-художниками
Александрой Бубновой, Ильей Гришаевым, юными сепскими и пермскими учениками Мятного института разрабатывая навигацию для Секретной карты деревни Сеп.

Художник и дизайнер Пётр Стабровский пересекается с Сепом не впервые. Однажды, два года назад, он побывал здесь на творческой экскурсии вместе с командой музея современного искусства ПЕРММ. Тогда Сепский дом культуры только-только открылся после первой очереди капитального ремонта, и не было в нем ни коворкинговой зоны, ни студии звукозаписи… Затем сепское сообщество и Петр стали участниками выставки-мастерской «Земля Музъем» под кураторством микро-арт-группы «Город Устинов», проходившей в музее ПЕРММ. Петр Стабровский был автором световой инсталляции выставки.

И… мы же знаем, что сепские просторы загадочным образом притягивают людей неслучайных и что они возвращаются сюда вновь и вновь? Так произошло и с Петром – на этот раз он приехал в Сеп преподавать в Мятном институте вместе со своими друзьями, художниками Ильей Гришаевым и Александрой Бубновой. В течение трех майских дней пермские и сепские дети творили нечто удивительное и сказочное, отталкиваясь от своих ощущений маршрутов и точек на Секретной карте деревни Сеп.

-2

– Когда я в первый раз приехал в Сеп, мне было созвучно и затронуло душу то, что здесь происходит, – говорит Пётр Стабровский. – И затем я должен был участвовать в одной из арт-резиденций в Сепе, но случилась пандемия, так что резиденция не состоялась.

– Ваш интерес к сепскому пространству как художника – что можно сделать в нем такого необычного и непривычного?

– У меня есть инструмент, который я изобрел примерно год назад. Тогда я делал свою первую сознательную персональную выставку – «Практики наблюдения». И я бы здесь попрактиковал этот «метод». Потому что тут нужно просто ходить, смотреть и каким-то образом оформлять этот опыт. Но сейчас, в дни занятий с сепскими и пермскими ребятами, все проходит очень быстро, и формат такой… сменяющий активности. Мне он не очень привычен, я скорее за такую работу, в которую ты входишь, находишься в ней долгое время и затем постепенно выходишь. А здесь постоянно идет смена активности, и сложно встроиться в эту непривычную структуру.

-3

Если говорить о преподавательской деятельности… Мы с коллегами работаем в Школе дизайна «Точка», и еще я часто сотрудничаю с командой музея ПЕРММ. И меня как художника приглашают в различные соучастные поездки, где мы делаем с разными группами людей, в основном с подростками, какие-то объекты. Например, недавно были в Полярном. Там мы делали большие призмы по похожей технологии, той же, что и во время занятий в Сепе, – наносили на эти призмы свои ощущения пространства. И получилась такая эфемерная выставка, состоящая из больших и прозрачных объемов, на которые прикреплены разные абстрактные образы, и каждый образ сопровождается историей ощущения человека наедине с собой, с городом и друзьями, и все это смешивается. Выставка называлась «Смешанные чувства». Мы ее делали в музее Полярного с подростками – так называемыми «трудными». Такие же подростки на самом деле, а определение дурацкое… Полярный – один из примеров, мы много где побывали… И моя задача в этих проектах – создать вот эту материальную форму, материальную оболочку, которую можно наполнить. Ощущения и восприятия – они есть у всех, и их в принципе непросто осознать. И ребята в процессе создания объектов этим и занимаются – в том числе и разговорами, когда все это формулируется, высказывается…

-4

…Сфера моих профессиональных интересов – материальная среда, то, как мы ее создаем. А это тесно связано с нашим мышлением. Материальная среда – это продолжение нашего мышления, нашего отношения к реальности. Можно зайти в свою комнату и посмотреть на себя… То есть когда что-то «из головы» превращается в действия, и эти действия каким-то образом превращаются в пространство. Поскольку я это изучаю, я знаю технологии, материалы, знаю, как все это собрать. И делюсь тем, что знаю. Это очень важно для меня – делиться. Кто-то сказал, что для того, чтобы приумножать, нужно делиться. И я этого всегда придерживаюсь, потому что мы живем в очень несовершенном мире, в котором происходят страшнейшие события. Чтобы они не происходили, нужно осознанное отношение ко всему вокруг, и нужно уметь делиться. Поэтому я и в школе работаю, и в разных образовательных проектах участвую. Делаю то, что я могу. Могу рассказывать про среду, как она устроена…

-5

…Для меня очень важный этап, «венец» моего творческого и профессионального обучения – школа «Точка», в которую меня позвали преподавать. Когда в Перми началась культурная «движуха», в городе образовалась Школа дизайна «Точка». И я там с самого начала. Нужно было что-то преподавать, и это казалось очень сложно. Но когда ты начинаешь рассказывать другим, ты и сам начинаешь понимать. Идет формулирование, рефлексия проделанной работы, попытка ее аккумулировать и передать этот опыт. Это с одной стороны. Другая важная сторона – преподаватели школы. У нас очень много практикующих специалистов, которые готовы делиться. Мало того, что эти специалисты крутые, они еще и собраны в одном месте. Такая питательная среда. Сейчас очень сильно теряется понимание между людьми, и из-за этого растет напряжение, которое вызывает страшные события. Я думал – что я могу с этим сделать? И понял, что я могу настраивать понимание. Я могу вступать в созидательные связи, в том числе в преподавании, и всячески пытаться укрепить созидательную структуру, взаимодействовать с людьми, которые что-то делают, и что-то делать вместе с ними.

-6

– Ваши ощущения от пребывания в Сепе?

– Была шикарная прогулка по «секретному» маршруту. И в один из вечеров мы ходили в школу играть в волейбол… Когда шли обратно, был дождь, и все побежали. И я в какой-то момент остановился, меня просто наполняло это состояние… Вышли на дорогу, там развилка, дерево стоит. Такое плотное, насыщенное пространство… не могу слова подобрать. Вот над чем я и думаю постоянно, вот и говорю про практики наблюдения – это то, как сфокусировать внимание. Такой набор приемов – как сделать так, чтобы увидеть что-то. Мир – он постоянно с нами, но мы его не видим, а видим что-то другое. И вот это сложилось – я как-то его увидел.

Я бы с удовольствием сделал здесь какой-нибудь проект. Просто на этой территории отношение к пространству очень… бережное, что ли, как к своему, с любовью. Я в разных местах был, и не везде это так. Даже если с Полярным сравнивать – там пространство очень покинутое. Да, это военный город, там много перемещений, и люди не относятся к этому городу как к своему месту. Хотя природа там очень красивая. Север, сопки – все это прекрасно. Природа бывает суровой, но всегда в ней есть какая-то красота. Тут дело в самом отношении к этому. И изменить это отношение к своему месту очень важно.

Текст, фото – Светлана Мальцева.

-7

Наша справка

Петя Стабровский – художник и дизайнер из Перми. Учился в Пермском государственном техническом университете на кафедре дизайна, в фотостудии «Мамонт», в школе современного искусства «АртПолитика». С 2013 г. преподаёт в школе дизайна «Точка». Сооснователь студии «Световые объекты» (2015) и проекта «ЛАМПА» (2019).

Фокус внимания: свет, исследование материального мира, окружающая среда.

Как художник, он создает световые объекты и инсталляции, как дизайнер – проектирует световые решения для музеев, выставочных проектов и различных пространств.

Петя Стабровский также сотрудничает с музеями как экспозиционер. Участник воркшопов и образовательных проектов Музея современного искусства PERMM, школы дизайна «Точка».

Награды

2021 – Государственная премия в области современного искусства «Инновация» – выставка и публичная образовательная программа «Иди» (совместно с командой Школы дизайна «Точка» и Музея современного искусства PERMM, Пермь)

2018 – Премия Сергея Курёхина – Проект «Общий двор» (совместно с командой Музея современного искусства PERMM, Пермь)

2018 – Премия UMAC AWARD – Проект «Campus Martius, или Как стать гражданином Пермского университета» (совместно с командой Музея пермского университета, Пермь)

2018 – Государственная премия в области современного искусства «Инновация» – Проект «Подросток + Музей» (совместно с командой Музея современного искусства PERMM, Пермь)

-8

Персональные проекты

2021 – «Невидимый свет» (Музей современного искусства PERMM, Пермь)

2021 – «Практики наблюдения» (галерея ГРАУНД Солянка, Москва)

2021 – «Практики наблюдения» (Центр городской культуры, Пермь)

Участник выставок

2018 – «Пермь-Третья» (Музей современного искусства PERMM, Пермь)

2018 – «Фантомные боли» (музей Фрейда, Санкт-Петербург)

2017 – «На маяк» (Музей современного искусства PERMM, Пермь)

2016 – «К свету» (Пермская государственная художественная галерея, Пермь)

2015 – «Форма незримого»

2014 – «Все немного волнуются» (специальный проект Московской биеннале Молодого искусства, Москва)

Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО
KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект "Секретная карта деревни Сеп" реализуется при поддержке
Президентского фонда культурных инициатив.

#KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #НКО #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд