Найти тему
Версия

Не для вашего дома

Крупнейший мебельный ретейлер IKEA покидает Россию. Перед уходом она устроит большую распродажу продукции со складов, а многим сотрудникам грозит сокращение. На рынке уже оживились потенциальные покупатели активов шведской компании – одним из претендентов на них является российская сеть Hoff.

   Не для вашего дома
Не для вашего дома

15 июня стало известно, что шведский мебельный гигант ИКЕА все-таки уходит из России, хотя до последнего оставалась надежда, что любимые гипермаркеты с товарами для дома, куда ходили не только за покупками, но и поесть или прогуляться и исследовать ассортимент, все же возобновят свою работу. В СМИ периодически появлялись слухи о том, что IKEA ищет варианты для открытия и не хочет терять бизнес и прибыль в России, а сотрудники сети продолжали получать зарплату, хотя гипермаркеты и студии IKEA закрылись еще в начале марта.

Теперь компания внесла ясность, опубликовав на своем сайте официальное заявление. Приводим ключевые выдержки из его текста: «Предприятия и цепочки поставок по всему миру сильно пострадали, и мы не видим возможности возобновить работу в ближайшее время. Inter IKEA Group и Ingka Group решили вступить в новую фазу дальнейшего сокращения бизнеса IKEA в России и Беларуси. Розничный бизнес IKEA останется на паузе, а рабочая сила будет сокращена, а это означает, что это повлияет на многих сотрудников. Ingka Group планирует распродать свои запасы товаров для дома в России. Промышленный бизнес Inter IKEA в России сократит рабочую силу и начнет процесс поиска новых владельцев для всех четырех заводов. Ввоз и вывоз товаров ИКЕА в/из России и Белоруссии по-прежнему будет прекращен. Два принадлежащих «Интер ИКЕА» офиса закупок и логистики в Москве и Минске будут закрыты навсегда».

В компании отметили, что принять такое решение было непросто, но руководство уверено в необходимости данного шага.

Уходя - уходи

Магазины IKEA в России приостановили работу около трех месяцев назад, в начале марта – после того, как стартовала российская спецоперация на Украине. Заводы IKEA, расположенные в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях, приостановили производственный процесс, но выплаты для сотрудников сохранили – они продолжат получать деньги до конца августа. На данный момент в российских магазинах и на предприятиях IKEA трудоустроены порядка 15 тысяч человек – значительно меньше, чем насчитывалось в том же «МакДоналдсе», который, к слову, тоже недавно ушел из страны, передав активы своему бывшему франчайзи Александру Говору, но все же достаточно много. Часть штата перешла на работу с возвратами товара, обслуживанием складов и магазинов. Закрытию IKEA предшествовал настоящий апокалипсис – покупатели, узнав, что магазины закрываются на неопределенный срок, сметали с полок даже залежавшийся товар. Скорее всего, вторая часть этого светопреставления последует в дни обещанной ретейлером распродажи – ее сроки назовут позднее на сайте компании.

В России работало 17 магазинов IKEA и один распределительный центр. Их владельцем числится компания Ingka Group, которая зарегистрирована в Нидерландах. Помимо этого, ей принадлежит 14 торговых центров «Мега», которые были построены специально под гипермаркеты IKEA, но стали площадкой для десятков других магазинов. В пресс-службе ретейлера уже сообщили, что центры «Мега» продолжат свою работу, как и раньше.

Последний финансовый год принес IKEA продажи на 1,6 миллиарда евро – 4% от общего объема розничных продаж.

Минпромторг уже уведомил о решении компании Генпрокуратуру, и она проверит соблюдение прав сотрудников IKEA, а также трудового и иного законодательства РФ. Работники сети получат компенсацию в размере семимесячной зарплаты.

Надавили

Вряд ли IKEA была изначально нацелена на окончательный уход из России – зачем она, в таком случае, в течение нескольких месяцев продолжала платить зарплату 15 тысячам сотрудников и не попыталась избавиться от активов сразу? Как отмечают эксперты, на мнение которых ссылается газета «Известия», дело здесь, скорее всего, вовсе не в бизнес-интересах и не в логистических проблемах, а в давлении Запада. В российских магазинах 70% продукции приходилось на товары российского производства, 20% – на китайские, и только 10% производилось в Европе. Таким образом, заявленные сетью причины выглядят не совсем логичными.

Кроме того, не стоит забывать, что содержание магазинов, складов и заводов при отсутствии каких-либо денежных поступлений обходилось очень дорого, и в какой-то момент IKEA попросту исчерпала запас прочности. У компании оставалась альтернатива: либо возобновить работу, либо уйти. Первый вариант не представляется возможным ввиду внешнего политического давления, остается второй. Порицание из-за продолжения деятельности в России – слишком мощный фактор для того, чтобы списывать его со счетов.

Правда, о продаже всего бизнеса шведский ретейлер не говорил, но, вероятно, соответствующее решение уже принято, и его выдают порционно.

Кто купит IKEA?

Магазины IKEA выигрывали у других сетей аналогичной направленности за счет широкого и всеобъемлющего ассортимента – ведь купить там можно было абсолютно все, начиная от мебели для всего дома и заканчивая чайными ложками. К тому же, они пользовались огромной популярностью, поскольку смогли стать чем-то большим, чем просто место для совершения покупок. Осталась ли в России равноценная замена IKEA? Однозначно, нет, и, видимо, не появится – ее уход лишает конкурентов такого стимула. Российская сеть Hoff, и французская компания Leroy Merlin, безусловно, выиграют от ухода шведского ретейлера, но едва ли им удастся завоевать такие же симпатии покупателей.

Главный вопрос сейчас – кто станет новым владельцем IKEA? Это может быть как крупная российская компания, работающая в данном направлении, консорциум акционеров из России либо зарубежный инвестор из дружественной страны.

Готовность претендовать на активы IKEA уже выразили представители Hoff. По словам генерального директора российской сети Максима Гришакова, он пока не получал соответствующих предложений, но компания готова рассмотреть такой вариант. Он отметил, что у IKEA и Hoff много точек пересечения, и покупка активов вписалась бы в стратегию развития российской сети.

Производственные площадки могут заинтересовать региональные деревообрабатывающие компании, которые захотят расширить свой бизнес за счет производства мебели. Среди таких игроков можно упомянуть, например, ГК Segezha Group

Если бы IKEA по какой-то причине решила продать бизнес в январе – начале февраля, активы стоили бы десятки миллиардов рублей: по оценке экспертов – от 200 до 450 миллиардов рублей. Но сейчас эта сумма окажется значительно меньше. Такую картину уже можно было наблюдать с тем же «МакДоналдсом»: сумма сделки не называется, но новый владелец ресторанов фастфуда называл ее символической. Вероятно, IKEA ждет та же участь.