Найти тему
Издательство БОС

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАНТА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ООГО «РОССИЙСКИЙ ФОНД КУЛЬТУРЫ»

-2

Анонс научного журнала «Теория и история искусства» № 3/4 2022 г.

Учредитель журнала — Фонд поддержки науки и искусства «Дом Якоби»

Издатель журнала — издательство «БОС»

Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»

В преддверии 270-летия Московского университета

«Из истории Московского университета:

профессор С.П. Шевырёв – филолог, историк, искусствовед»

Журнал «Теория и история искусства» с № 3/4 2022 г. вводит рубрику «К 270-летию Московского университета», в которой будут публиковаться историко-искусствоведческие статьи и материалы о развитии искусств и науки об искусстве в старейшем вузе России. Первая серия материалов посвящена выдающемуся профессору ИМУ известному русскому филологу, историку литературы и критику Степану Петровичу Шевырёву, первому российскому искусствоведу.

Открывает рубрику статья главного редактора журнала, доктора филологических наук, Почетного академика Российской академии художеств, академика Болонской Академии наук, декана факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова профессора А.П. Лободанова «С.П. Шевырёв – выдающийся профессор ИМУ».

Статья кандидата искусствоведения, доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Е.В. Яйленко «С.П. Шевырёв в Риме в 1840 году» посвящена анализу эстетических взглядов С.П. Шевырева, изложенных в его работе «Русские художники в Риме», опубликованной в журнале «Москвитянин» в 1841 году. Как доказывает автор, ее основные положения могли оформиться в полемике с художником Александром Ивановым, проходившей вокруг вопроса о дальнейших путях развития русского и западноевропейского искусства.

В статье доктора филологических наук, профессора факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова О.С. Крюковой «С.П. Шевырёв‒путешественник об Италии, ее искусстве и национальном характере итальянцев» предпринята попытка анализа путевых заметок С.П. Шевырёва, итальянские дневники которого представляют собой и традиционные травелоги, с одной стороны, и размышления по случаю – с другой. В эти размышления входят суждения об искусстве и литературе Италии, прочитанных книгах, жизни европейских народов, а также неизбежные сопоставления России и Италии. Италия, как страна романтической мечты, страна высокого искусства, занимала особое место в жизни творчестве С.П. Шевырёва, несмотря на его славянофильские воззрения.

В статье старшего преподавателя факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова М.Ю Макарова «Эволюция эстетической мысли и научный метод С. П. Шевырёва» дается анализ основных этапов развития эстетической мысли ученого на фоне эволюции романтической эстетики в России. В связи с этим сделана попытка проследить истоки формирования научного исторического метода ученого, ухода от сугубо умозрительного изучения искусства.

Статья кандидата филологических наук, доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова И.Л. Великодной «Прижизненные публикации С.П. Шевырёва, хранящиеся в Научной библиотеке Московского университета» посвящена предварительному анализу научного наследия выдающегося профессора ИМУ, имеющему целью последующую первую в истории МГУ публикацию каталога работ С.П. Шевырёва.

* * *

Журнал продолжает публикацию инновационных статей главного редактора А.П. Лободанова по теме «Леонардо да Винчи сценограф». Третья статья из этой серии посвящена анализу сценографического метода великого мастера и его декорационно-постановочного новаторства в работе над спектаклями «Юпитер и Даная» и «Сказание об Орфее».

Заместитель главного редактора журнала «Теория и история искусства» доктор искусствоведения, профессор факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова В.Б. Кошаев в статье «Форма. Семиотические интенции искусствоведения» рассматривает вопросы формы в искусстве в связи с категорией референт знака как семиотического основания объектно-предметного содержания произведения и условия верификации его художественно-образной природы. Вопрос восприятия произведения обусловлен важностью раскрытия онтологических основ формы и это позволяет установить критерии и характеристики художественного объекта в категориях его феноменальности, морфологии и типологии.

Статья кандидата искусствоведения, доцента факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Г.В. Заднепровской «Опера-романс Марина и Райнер Н.С. Корндорфа: особенности трактовки жанра» посвящена анализу оперы «MR: Марина и Райнер», написанной российским композитором Н.С. Корндорфом по заказу Мюнхенского биеннале в 1994 г. Обозначенный композиторомжанр – опера-романс – уникальное явление в области современной отечественной камерной оперы. Именно это определило интерес к специфике трактовки камерного жанра в данном сочинении. Автор статьи анализирует структуру оперы и особенности ее художественного языка с позиций интерпретации сюжета, уподобленного идее романса. Музыкальная драматургия и либретто оперы рассматриваются здесь не только как самодостаточное явление, но и в контексте эстетики творчества Н.С. Корндорфа.

Проблема возникновения и развития авторской/бардовской песни, как яркого явления отечественной культуры второй половины ХХ века, рассматривается в статье кандидата искусствоведения, профессора факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова Е.Н. Куриленко «На пути к авторской/бардовской песне». Автор анализирует условия и причины возникновения (или возобновления) авторской/бардовской песни как жанра в конце 1950-х годов, а также её возможные «генетические» корни. Сопоставляются термины и понятия, которые в разные периоды определяли данный жанр.

В статье кандидата искусствоведения, доцента АНО ВО «Институт современного искусства» Л.С. Бакши «О новой парадигме в культуре на рубеже ХХ – ХХI веков (постановка проблемы)» рассматривается парадигма, тесно связанная с массовой культурой – игры, взаимодействия, соучастия. На первых порах она не противоречила традиционной парадигме классического гуманизма с её культом авторства, таланта. Но к концу ХХ века она развилась и мощно сказалась в самых разных областях искусства. Возникает новый взгляд на человека: на смену узкому специалисту приходит личность универсальная; на смену фигуре автора над толпой, отгороженному от публики «четвертой стеной» приходит взаимодействие участников творческого процесса. К концу ХХ века ценности, связанные с массовой культурой, распространились на все художественные практики и язык искусства, сформировали другой тип публики. Изменения оказались гораздо более кардинальными, чем все авангардные революции ХХ века, потому что затронули принципиальные базовые установки.

Помимо перечисленных, ожидаются статьи профессорско-преподавательского состава факультета искусств и других подразделений МГУ имени М.В. Ломоносова, а также российских и зарубежных ученых, активно работающих в области теории и истории искусства – музыкального, театрального, хореографического.